Общество и соционика
В этой статье мы разобрались с теорией. А теперь вернёмся к описаниям аспектов и постараемся, глядя правде в глаза, ответить на вопрос: какие из них являются необходимыми для жизни (выживания) в современном обществе, а какие при этом оказались незаслуженно задвинуты в сторону как неважные. Подобного рода дискриминация является следствием неосведомлённости общества о разности способностей и ценностей людей, и именно эту проблему призвана решить соционика, как и другие типологии личности. Сразу предупреждаю: тема холиварная, но именно потому она и холиварная, что «сытый голодного не разумеет», так как не сталкивается с его проблемами. А ещё этих «сытых» большинство и общество на их стороне, и оттого им глубоко до лампочки, что там у «голодных» и почему. Описывать я буду местами утрировано, поэтому перед обобщающими словами, такими, как «никто» и «все» можно смело подставлять слово «почти». Я прекрасно понимаю, что не всегда всё так, как я описал ниже — скорее, речь о том, как дела обстоят в среднем, в большинстве случаев. Я не предлагаю на слово верить написанному, я лишь предлагаю самостоятельно проанализировать и сопоставить написанное с реальностью, и обратить внимание на описанную проблему, если ваши наблюдения совпадают с моими.
БЛ — самый задвинутый аспект и является чуть ли не антиценностью в современном обществе. Никто не хочет ничего упорядочивать, никто не хочет знать, что и почему происходит, никому не интересны никакие причинно-следственные связи. Стоит начать говорить на эти темы, как тебя тут же посчитают дотошным, душным и поспешат сменить тему разговора, а то и вовсе посчитают, что ты умничаешь ради самоутверждения. Интересоваться устройством чего-то, разбираться в причинах и т. д. считается проявлением инфантильности или какой-то ненормальности, типа «ты ерундой занимаешься», «у тебя что, дел нет?». И это несмотря на то, что большинство проблем в обществе именно из-за нежелания разбираться в причинах (БЛ) и видеть истинную суть вещей (ЧИ). Человека, у которого имеются проблемы с логикой, ненормальным не считают, скорее считают это разновидностью нормы (чего нельзя сказать про БЭ, ведь «это другое»). На выживание БЛ почти никак не влияет. Правда, насчёт выживания цивилизации я бы усомнился…
ЧЭ может и не так задвинута, как БЛ, но тоже недалеко от неё ушла. Хоть сейчас и идёт мода на «нетоксичность», но на практике это не особо заметно. Всюду хамство, всюду нарциссизм и эгоизм, безразличие, холодность. Доходит до того, что некоторые люди подозревают у всех вокруг нарциссизм, в итоге находят его даже у тех, у кого его и близко нет. Эмоционально-энергетическое состояние человека мало кого интересует и оно часто считается чем-то несерьёзным или вовсе выдуманным. Если ты задумал сделать что-то для удовольствия и поднятия настроения, это часто встречается непониманием «зачем?», «на хрена?», т. е. с позиции ЧЛ (типичный конфликт противоположных аспектов одной вертности). Человек рассматривается как биоробот, который должен только работать и работать, а в эмоциональном комфорте и удовольствиях, дающих подзарядку для дальнейшей жизни, не нуждается. А если ты не такой — значит ты «тепличное растение», изнеженный, инфантильный человек. Всюду царит культ силы, «сильности», но при этом мало кто понимает, что такое сила (сила духа, воля к жизни и т. п.), откуда она берётся и куда девается. Если ты чем-то недоволен, то вместо понимания это будет встречено отрицанием и раздражением. Ты всегда должен быть всем доволен, а если недоволен, то никто об этом не должен знать, а ты должен молча терпеть. «Чего ты ноешь? Соберись!», «В Африке дети голодают, а у тебя всё есть», «Терпи», «Не обращай внимания» — всем нам до тошноты знакомые фразы. В общем, аспект задвинут, так как для жизни якобы не важен. Правда, так ли это в перспективе — это ещё большой вопрос, так как без энергии человек опустошён и нежизнеспособен.
ЧИ очень странный предмет: он вроде бы нужен, но как будто бы нет. С одной стороны, люди хотят знать ответы на сложные вопросы, которых в нашем мире накопилось немало. С другой стороны, если ты подобными вопросами интересуешься, то на тебя смотрят как на шизофреника, оторванного от реальности, хотя эти вопросы имеют к реальности самое прямое отношение. А когда даёшь на них ответы, они оказываются настолько неудобными, что люди начинают их отрицать, а тебя хотят отправить на костёр инквизиции, как еретика (кстати, данный текст не исключение). Зато в удобную «правду» охотно верят, закрывая глаза на нестыковки. С одной стороны, вокруг нас много проблем, которые требуют поиска неочевидного решения. Но с другой стороны, когда находишь решение и начинаешь его реализовывать, тебе начинают говорить, что ты изобретаешь велосипед и что всё уже придумано до нас. На любой работе предпочтение отдаётся общепринятым, считающимся эффективными способам решения задач, а если ты что-то делаешь своим оригинальным способом, то это обычно встречается враждебно и неприязненно, даже если этот способ лучше. Поэтому, если у человека сильная ЧИ, то, скорее всего, не получится воспользоваться своей сильной способностью на работе, ибо в нашем обществе она считается скорее вредной. Если где и может пригодиться ЧИ, то это предпринимательство. Правда и тут интересные варианты зачастую так или иначе ограничены либо законами, либо необходимостью действовать через БЭ и ЧС, что доступно не всем.
БС — это такой аспект, который просто так не задвинешь по объективным причинам, не зависящим от общества. Если у тебя есть сложности с ощущением своего тела, тебе плохо, но ты этого не замечаешь и вовремя не начинаешь лечение, то можно запустить своё здоровье до недееспособного состояния или вообще не выжить. Но в плане получения удовольствий аспект задвинут, как и ЧЭ — ведь нужно работать, зарабатывать деньги и не хотеть никаких удовольствий, иначе ты «тепличное растение», изнеженный, инфантильный человек. Стереотип «быть взрослым» на самом деле означает ни что иное, как «жить через БЭ+ЧС, а не ЧЭ+БС». Что касается внешности, сочетаемости, дизайна и т. п., то в этом плане общество более-менее лояльно, по крайней мере для выживания это не критично.
БИ — о степени её задвинутости говорит само существование поговорки «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» и фразы «пока жареный петух не клюнет», которые за сотни лет потому и сохранились, что не потеряли своей актуальности. Глядя на всё происходящее вокруг, складывается впечатление, что людям проще работать с последствиями, нежели предупреждать проблемы, несмотря на то, что зачастую первое гораздо ресурсозатратнее и дольше, а последствия порой необратимы. Тем не менее, в современном обществе считается очень важным быть в тренде (а если ты не в тренде, то ты «отстал от жизни»), приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, причём даже к нежелательным, с которыми по-хорошему надо бы бороться.
ЧЛ занимает 3-е место нашего хит-парада аспектов, на которых помешан мир. Кругом эффективность, целесообразность, эффективность, целесообразность… Причём часто в ущерб здравому смыслу. Это очень похоже на «тоннельное мышление», когда всё остальное остаётся вне внимания. Многие готовы ради эффективности жертвовать чуть ли не всем остальным, в том числе удобством, надёжностью, безопасностью, и, как ни парадоксально, экономией (денег, ресурсов). Пример тому — тяжёлый и тормозной софт, особенно веб-сайты. Тяжёлый он потому, что его разработчики ради сокращения времени разработки используют кучу нагромождённых друг на друга готовых решений, которые тяжёлые в силу своей универсальности и многофункциональности. А если тебе «религия не позволяет» подходить к разработке таким образом, то в IT тебе делать нечего. Кстати, при всей помешанности общества на ЧЛ, у нас по-прежнему много рутиной работы и бытовухи, которую было бы неплохо автоматизировать ради той самой эффективности. Ах да, точно: это же нецелесообразно…
БЭ считается аспектом, которым должен владеть абсолютно любой нормальный человек. Если по этому аспекту у тебя есть какие-то проблемы, то всё — ты автоматически ненормальный и должен стоять на учёте у психиатра. Как минимум аутист, как максимум — дебил. Всё общество построено на активном социальном взаимодействии и вести уединённый, независимый образ жизни почти нереально. Ты обязательно должен знать тысячи неписанных правил, которым это взаимодействие подчиняется. Ты обязательно должен знать, чем ты произведёшь положительное впечатление, а чем можешь вдруг кому-то не понравиться, постоянно добиваться чьёго-то признания и расположения. Без этого у тебя, скорее всего, не будет девушки/парня, не будет семьи (если тебе это, конечно, всё это нужно), не будет знакомых, которые могли бы тебе помочь в трудную минуту, не будет образования (его получение тоже зависит от впечатления, которое ты производишь), найти нормальную работу будет едва ли возможно. Всё решают деньги и власть (ЧС) и связи (БЭ), а также статус (БЭ+ЧС). БЭ занимает 2-е место среди обязательных для выживания аспектов. И если она болевая, то тебя ждут большие проблемы, которые могут стать несовместимыми с жизнью. В которых, по понятиям нашего общества, ты сам виноват, ведь «ненормальный» ты, но никак не общество…
ЧС занимает почётное первое место нашего хит-парада обязательных соционических аспектов, без которых можно начинать заранее выбирать себе место на кладбище (если, конечно, на него хватит денег). В условиях рыночной экономики с минимальным вмешательством правительства (в лучших традициях либеральной экономики) идёт всеобщая конкуренция за «место под солнцем». И под «местом под солнцем» тут подразумевается элементарная возможность полноценно жить, без тревоги за своё будущее и имея свободное от работы и бытовухи время. Для этого недостаточно знать своё дело и делать его хорошо. Нужно знать, где деньги водятся (что гораздо реальнее узнать, когда есть связи), постоянно интересоваться этим, и, что самое главное — знать, как их достать, быть добытчиком и гуру-выживальщиком. И если для сенсориков и в некоторой степени для этиков это ещё более-менее реально, то как быть с логиками-интуитами, особенно из альфа-квадры? Правильно — выкинуть их на обочину жизни, сославшись на то, что «они не вписались в рынок». Противостояние давлению, самозащита, обеспечение личной безопасности — это тоже личные проблемы каждого. Правда, все очевидные способы — незаконные, а неочевидные если и видны, то, как правило, только сенсорикам. Но общество всё равно заведомо правильное, а те, кто в него не вписывается — ненормальные. Кстати, был раньше один австрийский художник, который тоже делил людей на нормальных и ненормальных, и избавлялся от вторых, но это уже совсем другая история. Хотя… не совсем.
Справедливости ради, стоит отметить, что последнее относится не ко всем альфийским логикам-интуитам и не только к ним. Эталонный пример человека, к которому это относится — это альфийский логик-интуит с сильным перекосом в сторону логики и интуиции, которого социальный успех, отношения, деньги и всё материальное не интересует и не мотивирует само по себе (негативную, «избегательную» мотивацию, основанную на страхе, мы здесь не рассматриваем), с недостаточно адаптивным типом нервной системы (флегматический и меланхолический типы). Ничего не напоминает?
МКБ 11 6A02.0, Расстройство аутистического спектра (с сокращениями): синдром Аспергера
Расстройство аутистического спектра характеризуется постоянным дефицитом в способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов. Расстройство имеет место в течение периода развития, как правило, в раннем детстве, но симптомы могут полностью не проявляться до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности. Дефициты достаточно серьёзны, чтобы вызывать нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных областях функционирования и, как правило, носят всеобъемлющий характер и наблюдаются во всех сферах функционирования индивида, хотя могут варьироваться в зависимости от социального, образовательного или другого контекста. Люди в спектре демонстрируют полный диапазон интеллектуального функционирования и языковых способностей.
Я ни в коем случае не утверждаю, что люди, описанные в моём примере — это и есть люди с РАС. Но подозреваю, что таких много среди тех, у кого было диагностировано РАС по большей части из-за наличия проблем с адаптацией к обществу (которое, кстати, само не стремится ни к кому и ни к чему адаптироваться). Возможно, что увеличение числа людей с диагностированным РАС связано с изменением его определения в МКБ на более общее и абстрактное, которое приведено выше. Тем более, что диагностируется он по большому счёту со слов пациента. К тому же, если проанализировать те проблемы, с которыми сталкиваются люди, предполагающие у себя аутизм, то можно заметить, что часто они заключаются в слишком притуплённом или повышенном восприятии по тем или иным соционическим аспектам, обычно сенсорике и/или этике, что не всегда связано с аутизмом и может быть просто связано с ТИМом, особенно если он сильно выражен. Если вас интересует, что такое аутизм на нейрофизиологическом уровне, то могу порекомендовать следующую статью «Взгляд невролога на проблему аутизма».