Краткое введение в соционику или Модель А за 5 минут
Предыстория
С соционикой, как и с другими типологиями личности и психологией вообще, я познакомился тогда, когда мне ужасно надоели проблемы во взаимопонимании и взаимоотношениях с окружающими. Тогда мне очень захотелось выяснить их причины, чтобы хотя бы в какой-то степени их решить или обойти. Долгое время я занимался сбором и упорядочиванием существующей в сети информации, а также её сопоставлением с собственными наблюдениями, которыми занимался параллельно с этим. В итоге бо́льшая часть найденной в сети информации не нашла подтверждения и была отсеяна. Многое имело к соционике слишком косвенное отношение или вообще никакое, как, например, описания социотипов, их поведения и их взаимоотношений друг с другом. Зато я узнал, чем на самом деле является соционика, а чем нет, и в чём заключается её беда.
Про лженаучность соционики
«Даже в медицинских кругах бытует мнение о том, что мой метод лечения заключается в подгонке пациентов под мою систему и выдаче им соответствующего „совета“. Это достойное сожаления непонимание совершенно игнорирует тот факт, что подобный вид классификации является ни чем иным, как салонной детской игрой, каждый элемент которой столь же пустячен, как деление человечества на брахи- и долихоцефалов. Моя типология перво-наперво представляет критический аппарат, служащий распределению и организации сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не предназначена для навешивания на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда.»
— Карл Юнг, создатель собственной типологии, впоследствии ставшей основой для соционики.
В общем, главная беда соционики заключается в том, что среди тех, кто в теме, мало кто понимает, что соционика — это не более, чем упорядоченный набор закономерностей в восприятии и обработке мозгом поступающей из внешнего мира информации, которые на данный момент не подтверждены экспериментально и поэтому соционика фактически находится на стадии гипотезы (и это ещё не делает её лженаучной). Отсюда следует вторая беда: её пытаются использовать как какую-то готовую методику для каких-либо практических задач: профориентация, отношения и т. д., пытаются объяснять ей чуть ли не всё, вплоть до поведения, пишут гороскопообразные описания социотипов и отношений между ними, что приводит к необоснованным ожиданиям от людей определённого поведения и черт характера, приписываемым социотипу. Хотя никакой методикой она не является, ей до этого далеко, а к поведению и чертам характера имеет слишком косвенное отношение. Тем не менее, слишком велик соблазн натянуть сову на глобус и сделать из неё универсальный инструмент, чем активно занимаются различные соционические школы, видимо, чтобы потом делать деньги на платных консультациях. Они же придумывают различные дополнения к соционике, такие, как теория подтипов, которая пытается объяснить, цитата, «почему люди одного типа такие разные». Хотя на самом деле в соционике нет никаких «типов людей», тип информационного метаболизма (ТИМ) — это совершенно не то же самое. Есть даже отдельные версии соционики с эзотерическим уклоном, но, к счастью, они не получили широкого распространения. Всё это уходит настолько далеко от изначальной сути соционики, что уже является чем-то совершенно другим, но, тем не менее, называется словом «соционика», тем самым создавая стереотипное представление о соционике как о лженауке, которое ушло даже в Википедию. Это в свою очередь отпугивает адекватных людей и потенциальных исследователей, и остаются одни «сетевые хомячки», слепо поддерживающие популярные представления, что ещё больше усиливает видимость лженаучности и в результате проблема поддерживает сама себя. Порочный круг замкнулся.
Также бытует заблуждение, якобы соционика выступает в качестве альтернативы официальной науке. Понятия не имею, откуда оно берётся. Соционика ни в каком месте не противоречит официальной науке. Скорее наоборот: нет теории, которая описывала бы все те же самые закономерности, что описывает соционика, и могла бы быть ей альтернативой. При этом соционика во многом пересекается с общепризнанной научной психологией и при наличии с ней конструктивного диалога могла бы даже внести в неё существенный вклад (правда, со стороны соционики вести этот диалог фактически некому). Да, в соционике есть элементы, которые подтверждаются лишь отчасти или не подтверждаются вовсе, но это не даёт основания отправлять её целиком на свалку. Гораздо конструктивнее будет внести в неё доработки или хотя бы принять к сведению закономерности, которые видны даже невооружённым глазом и которые при желании можно доказать экспериментально. Особенно учитывая, насколько общественно значимые особенности человеческой психики она затрагивает.
Теоретическая часть
Итак, что из себя представляет соционика, если отбросить всё второстепенное и оставить только суть. Существуют различные типы информации, из которых складывается восприятие мира человеком. В соционике они называются аспектами. Они образованы из трёх пар признаков, которые взаимно вытесняют друг друга (чем лучше человек видит одно, тем хуже видит другое): логика-этика и сенсорика-интуиция, и в добавок к ним интроверсия-экстраверсия (не путать с классическим понятием интро- и экстраверсии), условно делящая аспекты на «белые» (интровертные, про взаимоотношения или взаимодействия между объектами) и «чёрные» (экстравертные, про объекты или процессы как таковые). Таким образом образуются 8 аспектов информации:
- ЧЛ — информация о процессах, преобразованиях одних видов ресурсов в другие, алгоритмах и их эффективности, рациональности и целесообразности;
- БЛ — информация о структуре, внутреннем устройстве чего-либо, причинно-следственных связях, взаимосвязях между объектами и явлениями, закономерностях;
- ЧЭ — информация о том, что стоит за теми или иными эмоциональными реакциями человека, его внутреннем состоянии, видение энергообмена между людьми, того, как эмоциональная энергия одного человека влияет на эмоциональную энергию другого;
- БЭ — информация о взаимоотношениях между людьми, симпатиях и антипатиях, репутациях, оценках кого-либо или чего-либо, а также о том, что и как именно влияет на перечисленное;
- ЧС — информация о внешних характеристиках объектов и людей, ресурсах, материалистичное видение реальности, видение того, как и в какой степени одни объекты (в том числе люди) могут воздействовать на другие, их ресурсный потенциал, а отсюда и видение того, как манипулировать ими, чтобы воздействовать на ситуацию, контролировать её;
- БС — информация об ощущениях (их интерпретации), воспринимаемых органами чувств, таких, как цвет, звук, вкус, запах, тактильные ощущения, а также их сочетаемости;
- ЧИ — информация о неявных свойствах объектов и явлений, сути вещей, потенциальных возможностях, возможных вариантах развития ситуации;
- БИ — информация о тенденциях, предпосылках к каким-либо событиям, взаимосвязях между событиями, своевременности событий.
Здесь есть важный момент, касающийся правильного понимания сути соционических аспектов и понятия «информация» в соционике. Некоторые пытаются определить аспект, основываясь на том, о чём говорит человек, а не через какие аспекты восприятия он это описывает, но это ошибочный подход. К примеру, белый логик может говорить об отношениях между людьми, но будет описывать их на языке причинно-следственных связей.
Функции, из которых состоит ТИМ, можно наглядно представить в виде таблицы:
Мерность | Ценностные | Внеценностные |
Многомерные | Блок Эго | Блок Ид |
4 (прогнозирование) | Базовая | Фоновая |
3 (адаптивность) | Творческая | Ограничительная |
Маломерные | Блок СуперИд | Блок СуперЭго |
2 (шаблоны) | Активационная | Ролевая |
1 (опыт) | Суггестивная | Болевая |
Тип информационного метаболизма (сокращённо ТИМ) — это определённая конфигурация фильтра восприятия, отвечающего за восприятие и обработку информации об окружающей реальности. Эта конфигурация представляет собой 8 функций, в которых расположены все 8 аспектов в определённом порядке. Каждый вариант их расположения является отдельным ТИМом. В силу правил, которым подчиняется их расположение и которые будут рассмотрены далее, количество ТИМов равно 16. Функции в ТИМе имеют мерности с 1-й по 4-ю, по две функции каждой мерности — одной ценностной и одной внеценностной.
Мерность — это уровень владения аспектом и чёткость восприятия относящейся к нему информации, разрешающая способность фильтра восприятия по конкретному аспекту. Ценностные функции — это те, информация по которым является интересной и значимой сама по себе. Работа по ним является для ТИМа естественной, её нравится воспринимать и обрабатывать, эта информация формирует взгляд на мир, подходы к решению задач и к жизни в целом. Внеценностные же функции используются только в пределах необходимого. Работа с ними является неприятной, по ним человек стремится ограничивать лишнюю информацию, она не вызывает интереса сама по себе, даже если осознаётся как важная, а относящиеся к ним вещи, как правило, рассматривает через ценностные аспекты. Зачастую информация по ним оценивается как менее значимая, и может быть проигнорирована, если она противоречит информации, связанной с ценностными аспектами. Исключением иногда бывает 4-мерная фоновая функция — информация по ней может быть интересной в силу своей полноты, но «фанатизма», присущего базовой и творческой, от неё ждать не стоит.
Одномерные функции воспринимают информацию в сильно упрощённом виде. Как и двухмерным, это мешает им видеть вещи как есть, без искажений. Но одномерные функции имеют настолько низкую разрешающую способность, что даже сопоставить текущую ситуацию с усвоенными ранее шаблонами, впрочем как и усвоить эти шаблоны в пригодном для последующего использования «разрешении», не представляется возможным. Поэтому одномерные функции учатся в основном на собственном опыте. Причём учатся на достаточно примитивном уровне: образно выражаясь, наступив однажды на грабли, впоследствии будут избегать всего, что хотя бы отдалённо напоминает грабли.
Двухмерные функции воспринимают информацию уже более детально, чем одномерные. Появляется возможность усваивать шаблоны и нормы, в том числе полученные извне со слов других людей, и применять их в подходящих ситуациях. И самое главное, появляется возможность самостоятельно определить, соответствуют ли действия этим нормам или нет. Тем не менее, в отличие от трёхмерных функций, эти шаблоны, как правило, применяются прямолинейно, без адаптации к ситуации, так как для этого ещё недостаточно разрешающей способности, чтобы видеть детали и нюансы ситуации, к которым нужно адаптировать эти шаблоны.
Трехмерные функции имеют достаточно детальное восприятие, чтобы полученные ранее опыт и шаблоны адаптировать под ситуацию с учётом её нюансов, невидимых при второй мерности. Появляется изобретательность, возможность использовать творчески ранее усвоенную информацию, комбинировать опыт из самых разных ситуаций, синтезируя таким образом совершенно новые решения. А также учитывать какие-то факторы, изначально не подразумеваемые ситуацией.
Четырёхмерные функции воспринимают информацию максимально детально и неискажённо, вместе со всеми нюансами и тонкостями. Появляется возможность решать воображаемые задачи, мысленно моделировать ситуацию и работать на опережение, то есть видеть её развитие во времени, даже если подобного опыта ранее не было. Например, обладатель четырёхмерной БС, зная ингредиенты блюда и способ его приготовления, может заранее предугадать, каким оно будет на вкус, даже если прежде такое никогда не пробовал. А обладатель четырёхмерной ЧЛ может заранее увидеть узкие места какого-то алгоритма или технического устройства до его непосредственного запуска.
На практике может не быть существенной разницы между одномерной и двухмерной функциями, равно как между трёхмерной и четырёхмерной, поэтому иногда бывает нецелесообразно точно определять мерность, достаточно определить, маломерная она или многомерная. В этом смысле деление на 16 ТИМов, а не на 8, достаточно условное.
Группы по 4 ТИМа, имеющих общие ценностные аспекты, называются квадрами. Всего квадр 4 и называются они греческими буквами: альфа, бета, гамма и дельта. Почему их именно 4 и почему вообще типов 16? Это обусловлено закономерностями, которым подчиняется расположение аспектов внутри ТИМа, которые мы сейчас и рассмотрим. Для наглядности перечислим все ТИМы и их условные наименования с указанием расположения аспектов в том же порядке, что и в приведённой ранее таблице функций ТИМа: столбцы — ценностность (ценностные слева), строки — мерность по убыванию.
Альфа | |||||||||||||||||||
ИЛЭ-«Дон-Кихот»
| СЭИ-«Дюма»
| ЭСЭ-«Гюго»
| ЛИИ-«Робеспьер»
| ||||||||||||||||
Бета | |||||||||||||||||||
ЛСИ-«Максим Горький»
| ЭИЭ-«Гамлет»
| ИЭИ-«Есенин»
| СЛЭ-«Жуков»
| ||||||||||||||||
Гамма | |||||||||||||||||||
СЭЭ-«Наполеон»
| ИЛИ-«Бальзак»
| ЛИЭ-«Джек Лондон»
| ЭСИ-«Драйзер»
| ||||||||||||||||
Дельта | |||||||||||||||||||
ЭИИ-«Достоевский»
| ЛСЭ-«Штирлиц»
| СЛИ-«Габен»
| ИЭЭ-«Гексли»
|
Каждый ТИМ имеет по одной ценностной и одной внеценностной логике, этике, сенсорике и интуиции. Кроме того, есть пары аспектов, в которых ценностность одного аспекта автоматически подразумевает ценностность другого. Среди решающих (рациональных) аспектов это БЛ-ЧЭ и ЧЛ-БЭ, а среди воспринимающих (иррациональных) — БС-ЧИ и ЧС-БИ. Первые две пары взаимно исключают ценностность друг друга, как и вторые две пары. То есть, если первая пара ценностная, то вторая внеценностная, и наоборот. Такой расклад оставляет всего 4 варианта набора ценностных аспектов у ТИМа, что и определяет количество квадр.
Теперь разберём, чем обусловлены мерности аспектов у каждого ТИМа. Для этого перечислим, какие в соционике есть дихотомии, то есть пары взаимоисключающих признаков. Дихотомии «логика-этика» и «сенсорика-интуиция» указывают, какие аспекты у ТИМа многомерные, а какие маломерные. Например, у логиков многомерная логика (как белая, так и чёрная), а этика маломерная. Соответственно, у этиков многомерная этика, а логика маломерная. С сенсориками и интуитами всё аналогично. Дихотомия «интроверсия-экстраверсия» в соционике имеет своеобразный смысл: она лишь указывает, какие аспекты имеют мерность выше, интровертные (белые) или экстравертные (чёрные), и, соответственно, какой вертности аспект стоит в базовой. У экстравертов экстравертные аспекты мерностью выше интровертных, то есть, четырёх- и двухмерные, у интровертов наоборот — интровертные мерностью выше экстравертных. Дихотомия «рациональность-иррациональность» в соционике не имеет ничего общего с рациональностью в обычном смысле. Рационал — это тип, у которого в базовой и суггестивной функциях (которые, кстати, являются для ТИМа самыми значимыми) стоят рациональные (решающие) аспекты, то есть, логика и этика, а в фоновой и болевой воспринимающие (иррациональные) — сенсорика и интуиция. У иррационала же наоборот в базовой и суггестивной стоят воспринимающие аспекты — сенсорика и интуиция, а в фоновой и болевой — логика и этика. К примеру, у рационала-интроверта в базовой функции будет стоять рациональный интровертный аспект, а в болевой — иррациональный экстравертный. У иррационала-экстраверта наоборот: в базовой будет иррациональный-экстравертный аспект, а в болевой — рациональный интровертный. Буквенные обозначения ТИМов организованы следующим образом. На примере ИЛЭ: первая буква указывает, что в базовой стоит интуиция, последняя «Э» — что она экстравертная, а вторая «Л» — что в творческой стоит логика, и она интровертная в противоположность базовой.
Вот мы и рассмотрели базовую теоретическую часть соционики. Всё остальное либо имеет косвенное отношение к соционике, либо не имеет никакого.