Введение в ТУАИ
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 402
Теория Уровней Абстрактного Интеллекта была придумана Яковом Фельдманом в начале 90-х годов и описана в ряде его книг. Основной объект изучения данной типологии — части мира, которые человек может воспринимать и удерживать в сфере своего внимания (объект, процесс, карта, целостная картина мира). Уровни тесно связаны с возрастом, считается, что в идеальном случае человек осваивает новый уровень каждые 3 года. В частности, ребенок в возрасте 3 лет способен удерживать в сфере своего внимания один объект, например, игрушку, если предложить ему другую, то о существовании первой он забудет. К 6 годам включается второй уровень, и ребенок получает возможность сравнивать игрушки между собой, находить у них что-то общее или наоборот, различия. Всего выделяется 8 уровней, и к 24 годам человек в идеальном случае должен достигать 8-ого уровня, а в дальнейшем возможность свободно переключаться между ними по мере необходимости. Однако на практике часто получается так, что освоение тех или иных уровней занимает существенно больше времени, какие-то уровни человек проходит в своем развитии и больше не возвращается к ним, а какие-то продолжает использовать в течение всей жизни.
В большинстве случаев (кроме нескольких первых лет жизни) человеку доступно для восприятия несколько уровней. Однако представления об их количестве и структуре менялись по мере развития типологии. В частности, на начальном этапе выделялось три активных уровня: целевой и два служебных. Считалось, что развитие идет следующим образом: когда человек только осваивает новый уровень, по нему ставятся цели, достижение которых обладает определенной самоценностью. Когда уровень освоен полностью, он перестает представлять самостоятельную ценность и начинает использоваться как инструмент для достижения целей, связанных с более высоких уровней (так, например, когда человек учится писать, для него научиться писать ту или иную букву может быть самоцелью, а когда он уже пишет уверенно, написание букв становится инструментов достижения других целей, например, написания статьи). Возможны ситуации, когда целевой уровень оказывается ниже служебных, но они достаточно редки, а сам Фельдман называл таких людей «злодеями». В настоящее время автором выделяются четыре «любимых уровня», которыми человек активно пользуется, без деления на целевые/служебные.
Краткая характеристика уровней:
1 уровень. Возможность выделить один объект, и полностью сконцентрироваться на нем, оставив за пределами рассмотрения весь остальной мир, сверхконцентрация на объекте.
2 уровень. Возможность рассматривать несколько объектов, сравнивать их между собой, выделяя общие свойства и различия, возможность выделять части сложного объекта. Способность различать в мире добро и зло.
3 уровень. Способность сконцентрироваться на процессе, т.е. видеть изменения или преобразования, происходящие с объектом с течением времени. С достижением этого уровня становятся осмысленными понятия «прошлое» и «будущее».
4 уровень. Одновременное видение множества процессов, а так же различных социальных ролей и способность переключаться между ними по мере необходимости.
5 уровень. Появляется свобода выбора, возможность самостоятельно спланировать последовательность своих действий для достижения той или иной цели.
6 уровень. Видение различных систем правил, но не жестко определяющих поведение, как роль на четвертом уровне, а рамочных, задающих границы свободы действий для того, чтобы дать возможность учитывать интересы и согласовывать деятельность различных участников системы. Моделирование мышления, однородного своему.
7 уровень. Сведение всех знаний в целостную картину мира с возможностью заполнения недостающих знаний с помощью здравого смысла, аналогий и интуиции. Возможность придумывать принципиально новое.
8 уровень. Способность к эмпатии, восприятию другого человека именно как целостной личности со всеми ее уникальными особенностями, способность посмотреть на мир глазами другого человека. Моделирование мышления, неоднородного своему. Также возможность понимать логику работы различных систем не формально, а изнутри.
Описание взято с сайта Typologies.Ru.
Подробнее о типологии можно почитать на сайтах самого Фельдмана: старый сайт, новый сайт.
Также можно пройти тест для приблизительного определения
В этой теме можно задавать вопросы по основам теории.
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 402
Зарегистрирован: 13 дек 2018, 09:24
Рейтинг пользователя: 184
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 402
Но тут еще вот что нужно учитывать: есть 4 уровня, которые человек предпочитает и использует с удовольствием, но при этом остальные он тоже может уметь использовать при необходимости. (Например, у меня с четвертым уровнем так было: долгое время сидел на нем, потом перепрыгнул пятый и освоил шестой, а сейчас четвертый — внеценностный, но пользоваться им вполне умею.)
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 402
Сам придерживаюсь точки зрения, что имеет смысл выделять только текущий целевой и уровень владения служебными (ну и отмечать Тень, если она есть).
Зарегистрирован: 13 дек 2018, 09:24
Рейтинг пользователя: 184
Некоторые уровни очень похожи, но последующий - это уточненный (усовершенствованный) предыдущий. Странно, когда у человека по тесту выходят в "любимые уровни" они оба.
Например, 3-4 или 4-6. Это нормально?)
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 402
Некоторые уровни очень похожи, но последующий - это уточненный (усовершенствованный) предыдущий.
Это какие же?
Вообще, там система такая: нечетный уровень умеет удерживать во внимании один экземпляр чего-то (один объект, один процесс и т.п.), при выходе на следующий — появляется возможность одновременно множество того же самого, сопоставлять и сравнивать отдельные элементы между собой.
А вот насчет похожести 4 и 6 — вопрос спорный. 6 уровень — это самостоятельный выбор с учетом заданных рамок и ограничений (например, выбор жизненного пути с учетом своих способностей и действующего законодательства), четвертый — это следование какой-то одной роли или инструкции из заранее заданного набора.
У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.