Базис Юнга
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401
Некоторое время назад я принял участие в Международном Соционическом Проекте — очередной попытке выработать единые определения хотя бы базовых соционических понятий. Увы, несмотря на громкое название, проект довольно быстро заглох. Тем не менее, подготовленные определения дихотомий базиса Юнга остались, и предлагаю продолжить их обсуждение здесь.
На всякий случай отмечу, что в соционике, если рассматривать ее как учение об информационном метаболизме, толкование большей части дихотомий существенно отличается от того, каким оно было у самого К.Г. Юнга.
Логика/этика
Логика — установка сознания, направленная на то, чтобы выделить в потоке информации существенные свойства наблюдаемых явлений или объектов от несущественных, и проигнорировать последние. Критерием существенности является объективное влияние тех или иных свойств на наблюдаемую ситуацию.
Этика — установка сознания, при которой деление на важное или неважное имеет субъективный характер (т.е. «важно то, что кажется важным либо мне, либо другим участникам ситуации») или отсутствует вообще.
Следствия:
1) логики склонны относить тот или иной объект к некоему классу похожих, выявлять общие закономерности, этики — рассматривать каждый объект как уникальный со своими свойствами, не занимаясь обобщением.
2) логикам проще разобраться в потоке запутанной, неупорядоченной или избыточной информации за счет возможности выявить и отбросить все лишнее.
3) этикам проще находить общий язык с людьми, так как они отслеживают, что важно данному конкретному человеку, и ориентируются именно на это, тогда как логик значительную часть подобной информации упускает, считая ее неважной, или ориентируется на какие-то обобщения.
4) логики часто считают свои эмоции чем-то малозначимым, поэтому, согласно установке «отбросить все маловажное», игнорируют их. Как следствие, у них плохо развит навык контроля или выражения этих эмоций.
5) этики не склонны игнорировать свои эмоции, поскольку они для них субъективно важны, и лучше умеют их выражать, за счет чего может сложиться впечатление, что они более эмоциональны. Более точным будет сказать, что они лучше умеют с эмоциями работать.
Интуиция/сенсорика
Интуиция — установка на то, чтобы абстрагироваться от органов чувств и переключиться на информацию, порождаемую самим сознанием (вторичную информацию): фантазии, воспоминания, визуализации и т.п.
Сенсорика — установка фокусировать внимание на информации, поступающей непосредственно от органов чувств (первичной информации) и собственного тела.
Следствия:
1) сенсорики больше сосредоточены в «здесь и сейчас», интуиты могут представить развитие ситуации во времени целиком, смотрят на ситуацию с более глобальной позиции.
2) мышление сенсориков более конкретно, интуитам проще работать с абстрактными понятиями.
3) сенсорики лучше чувствуют свое тело и лучше контролируют его положение в пространстве.
4) сенсорики в среднем более внимательны к окружающему миру, инуиты более рассеяны.
5) интуиты в среднем лучше справляются с прогнозированием развития ситуации
Интроверсия/экстраверсия
Интроверсия — преобладание установки на то, чтобы сфокусировать внимания на небольшой области интереса и получить ее максимально детальную картину за счет практически полного игнорирования всего остального.
Экстраверсия — установка на более равномерное распределение фокуса внимания, отслеживание всего происходящего вокруг ценой потерь в детальности восприятия.
Следствия:
1) сфокусировав свое восприятие на небольшом количестве объектов, интроверты лучше видят взаимосвязи между ними
2) у экстравертов в среднем больше потребность в новой информации
Формулировка определения — моя, но изначальную идею поставить во главу угла именно сужение/расширение фокуса внимания, а не объекты и их взаимосвязи или объем информации подал пользователь ВКонтакте Алексей Ветрюк.
Рациональность/иррациональность
Рациональность — преобладание процессса оценки, установка на аналитическое восприятие мира. В наблюдаемой ситуации сначала выделяются отдельные объекты, а потом производится их оценка по тому или иному набору критериев (хороший/плохой, опасный/безопасный,приятный/неприятный, симпатичный/несимпатичный и т.п.).
Иррациональность — преобладание процесса восприятия, установка на синтетическое восприятие мира. Наблюдаемая ситуация сначала оценивается целиком, а уже потом, при необходимости, в ней выделяются и рассматриваются отдельные объекты.
Следствия:
1) рационалам легче объяснить, как и почему они пришли к той или иной мысли, воспроизвести свои действия повторно, они более тщательно перерабывают и осознают полученный опыт.
2) у иррационалов быстрее реакция, особенно во внештатных ситуациях, они часто действуют (и весьма эффективно) «по наитию».
3) рационалу сначала требуется объяснить себе, что и зачем он хочет делать, а потом уже приступить к реализации. Хотя на внутреннее объяснение могут уходить доли секунды, все же из-за этой необходимости этого объяснения рационалы проигрывют по скорости реакции.
4) иррационалы легче переключаются с одного на другое, меньше склонны застревать и зацикливаться на чем-либо.
5) иррационалы легче адаптируются к различным ненормированным графикам, резким изменениям ритма и т.п.
Зарегистрирован: 10 ноя 2017, 21:44
Откуда: Волгоград
Рейтинг пользователя: 40
Рациональность — в наблюдаемой ситуации сначала выделяются отдельные объекты, а потом производится их оценка по тому или иному набору критериев. Иррациональность — Наблюдаемая ситуация сначала оценивается целиком, а уже потом, при необходимости, в ней выделяются и рассматриваются отдельные объекты.
Когда мы смотрим на лес, разве не сначала мы воспринимаем всю картинку, а зачем выделяем в ней отдельные деревья, которые считаем интересными? Или игнорируем их, считая не достойными внимания?
Исходя из этого описания, рационалы поступают наоборот — они берут первое попавшееся дерево и оценивают, анализируют его и так и эдак. Затем берут следующее и проделывают тот же фокус. И так происходит с каждым деревом, пока не завершив анализ последнего, они таки сделают вывод, что это всё таки был лес!
Зарегистрирован: 31 мар 2017, 16:55
Рейтинг пользователя: 44
Когда мы смотрим на лес, разве не сначала мы воспринимаем всю картинку, а зачем выделяем в ней отдельные деревья, которые считаем интересными? Или игнорируем их, считая не достойными внимания?
Исходя из этого описания, рационалы поступают наоборот — они берут первое попавшееся дерево и оценивают, анализируют его и так и эдак. Затем берут следующее и проделывают тот же фокус. И так происходит с каждым деревом, пока не завершив анализ последнего, они таки сделают вывод, что это всё таки был лес!
Тут, по-моему, Вы немного неверно поняли то, что писал Про.
Рационал видит так: "вот лес из зеленых елочек, это красиво".
Иррационал видит так: "красиво как! ага, это лес такой красивый".
Если кратко: рационал видит объекты (они могут обобщенными - например, лес), потом дает оценку им, а иррационал видит оценку сначала, а потом то, что к ней привело. Поэтому корректно говорить, что рационал сначала фокусируется на объекте, в данном случае - на лесе, а потом на его характеристиках, например, красоте. Иррационал же сначала воспринимает тот факт, что тут красиво, а потом видит, что именно красиво.
У рационала всегда есть линия мышления, он находится в одной точке, потом настраивается на другую, переходит в нее, потом в следуюущую. Иррационал же перемещается между точками. Поэтому рационал в своей мысли всегда знает, что откуда пришло почему и зачем. Иррационал даже сам себе не всегда может пояснить, как именно сформировалась его мысль и почему.
Зарегистрирован: 10 ноя 2017, 21:44
Откуда: Волгоград
Рейтинг пользователя: 40
Поэтому рационал в своей мысли всегда знает, что откуда пришло почему и зачем. Иррационал даже сам себе не всегда может пояснить, как именно сформировалась его мысль и почему.
С этой точки зрения я чистый рационал , с точки зрения планирования — иррационал. Я всегда знаю что откуда пришло, зачем и почему. И мне не понятно, как можно видеть лес, но не видеть деревья, видеть деревья, но не видеть леса. Информация воспринимается целостно и одновременно, я свободно могу выделить составные элементы, но грузиться тем, что этот красивый лес состоит из ёлочек — это явный перебор. Оно и так понятно, с какой целью делать акцент на том, из чего он состоит? Чтобы не забыть как деревья называются? Или помнить, что лес — это всё таки не монолитная субстанция и в ней можно выделить ёлочки? Вероятно, подобное восприятие всё таки больше связано с логикой-этикой и с положением логики в психософическом типе.
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401
А логика/этика влияет на подбор критериев оценки скорее.
Зарегистрирован: 16 авг 2017, 13:16
Откуда: Дзержинск
Рейтинг пользователя: 1
Зарегистрирован: 16 авг 2017, 13:16
Откуда: Дзержинск
Рейтинг пользователя: 1
И чем то они напомнили ваше определение интро/экстра
У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.