Типология эволюционных стратегий

Наброски новой типологии

Настройки отображения темы Показывать по сообщений с сортировкой .
Выводить , отправленные .
Одна страница
Распечатать
4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 801
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 393

0 +
22 июля 2023, 22:01. Редактировалось 3 раза, последний — 24 июля 2023, 15:27#1
Эту типологию я создал в конце 2021 года, но так и не собрался изложить более-менее системно, поэтому выложу пока имеющиеся наброски на случай, если кто-то захочет обсудить.

Итак, типология описывает способы адаптации к реальности и содержит три основные дихотомии:

1. Аскеты/жизнелюбы.
Аскеты ориентированы на выживание в жёстких условиях противостояния внешнему миру, где нужно победить какую-то внешнюю угрозу в условиях дефицита ресурсов. Жизнелюбы — на достижение успеха во внутривидовой конкуренции, где нужно не уничтожить угрозу (или это даже недопустимо), а требуется убедить окружающих, что лучше иметь дело с тобой, чем твоим с конкурентом. И при этом имеется относительное изобилие ресурсов, которое можно потратить на саморекламу.
Аскеты хорошо проявляют себя в тех областях, где есть объективный хорошо видимый результат (например, инженерная деятельность), но вчистую проигрывают там, где нужно продать не столько товар/услугу, сколько его историю или свой образ.

АскетыЖизнелюбы
Недостаток ресурсовХорошо справляются, умеют разумно экономить, «жить по уму»Переносят плохо, без денег и возможности вкладываться в имидж чувствуют себя неполноценными людьми
Создаваемые продуктыУмеют создавать эффективные решения для профессионалов, таких же, как они сами. «Маги» в терминологии ArcanumаУмеют создавать продукты, которые работают в руках любого человека, даже самой стереотипной домохозяйки, но при необходимости жертвуя ради этого эффективностью или другими качествами. «Технологи» в терминологии Arcanumа.
Область приложения силПервопроходцы. Хорошо проявляют себя в новых областях, где конкуренция невелика или вовсе отсутствует. Проигрывают в условиях жёсткой конкуренции из-за того, что не уделяют внимания второстепенным вещам (дизайну, интерфейсу, удобству пользования и т.п.), так как считают работу над этим напрасной тратой сил, ресурсов, времени и т.п.Хорошо проявляют себя в условиях жёсткой конкуренции, поскольку не жалеют ресурсов на дизайн своего продукта, рекламу и т.п.
В новых областях обычно себя не проявляют, поскольку не видят спроса (см. следующий пункт), из-за чего могут упустить ценные возможности (эпичный пример — Билл Гейтс в своей книге «Дорога в будущее» о том, что Интернет останется местом сбора гиков и неудачников, а будущее за высокоскоростными региональными сетями).
Выбор задачДелают по принципу «решаю задачу для себя, потом делюсь решением с другими»Изучают потребности окружающих и ориентируются на них. «Сначала найди покупателя, а потом уже думай, как произвести то, что ему нужно».

Подробнее об этой дихотомии написано тут: https://maysuryan.livejournal.com/670604.html

2. Идея/Семья или Мемы/гены.
Эта дихотомия определяет то, что для индивида важнее передать следующим поколениям: некий культурный код (в книге «Эгоистичный ген» Ричарда Докинза каждая такая отдельная единица называлась мемом, отсюда и название дихотомии) или собственный генетический код. Изначально она называлась «Справедливость»/«Семья», так как наиболее полно раскрывается именно в случае выбора, когда интересы выживания кровных родственников оказываются в конфликте с культурными нормами, законами и т.д.  наподобие такой: «Ваш близкий родственник (в идеале — сын или дочь), будучи слегка выпившим, сел за руль и совершил наезд на пешехода с нанесением ему тяжёлых травм. Существует возможность помочь ему уйти от ответственности, дав крупную сумму в качестве взятки.» Соответственно, те, кому ближе «Справедливость», в такой ситуации откажутся, те, кому ближе «Семья» — согласятся. Второй пример выбора в сторону «Справедливости» — это знаменитая фраза, приписываемая Сталину — «я солдат на фельдмаршалов не меняю», сказанная по поводу возможного обмена его сына, попавшего в плен, на фельдмаршала Паулюса.
Носители признака «Мемы» зачастую могут действовать и даже жертвовать собой во имя каких-то абстрактных идей (отвоевание Гроба Господня, построение коммунизма, воздвижение креста над храмом св. Софии в Константинополе, колонизация Марса, строительство великой империи и т.п.), обладателям признака «Гены» это чуждо, они живут ради практических интересов в духе «мне детей кормить важнее, чем все эти ваши идеалы».
Однако описанное выше — это предельные случаи проявления этой дихотомии. В более повседневных ситуациях различия могут проявляться в том, на что человек тратит свободное время. «Идейный» скорее займётся либо общественно-полезной деятельностью, либо творчеством, результатом которого поделится со всеми, тогда как «семейный» предпочтёт взять дополнительную подработку. Ещё один признак «семейных» — нежелание делиться информацией просто так, тогда как для «идейных» это кажется естественным.

ИдеяСемья
Критерий свой/чужойЕдиноверец, единомышленникТот, с кем есть кровное родство. «Родственник — поневоле друг»
Возможность самопожертвованияРади торжества идеи
Только ради спасения жизни близких людей

Примечание: если человек не хочет иметь семью и детей, но при этом занимает позицию «живу только для себя, а всякая деятельность не ради своей выгоды — это для дураков» (как, например, вот этот «замечательный» персонаж в ЖЖ), то такого всё равно следует относить к «Семейным».

3. Ян/Инь.
Янская модальность — это настроенность на преобразование мира, пространства и ситуации вокруг себя. «Я не буду с этим мириться» — вот девиз ян. Это ориентированность на активные действия, направленные на конкретный результат, а также активная трата энергии и ресурсов на его достижение, которая делается в расчете на то, что достигнутый результат позволит все эти траты окупить и восполнить (экстраверсия по Юнгу).
В иньской модальности главное другое — принятие мира, приспособление к уже имеющися условиям. Иньская модальность более созерцательна, в ней нет склонности к активным действиям. Оценка себя и своей деятельности завязана не на результаты как таковые, а на внутренние состояния, которые переживаются на пути к этим результатам. Известная фраза «счастье — это не конечный пункт назначения, а способ путешествия» — это как раз выражение иньской модальности. Иными словами, там где ян будет активно бороться и пытаться сделать «как надо» в его понимании, инь попытается приспособиться к ситуации, смягчая разве что её наиболее неприятные проявления, либо попробует либо изменить свое отношение к ней. По этому же принципу строятся и взаимоотношения с окружающими: «принять, понять, уговорить». В отличие от янской модальности, где энергия расходуется активно, иньская предполагает ее экономию и сохранение как одну из ключевых задач.
Ян более склонны к риску, инь — к его избеганию.
Как правило, ян более результативны при благоприятных условиях, инь более устойчивы при неблагоприятных, имеют меньше шансов сломаться.
К сожалению, в нашем обществе весьма распространена установка, что мужчины всегда должны быть янскими, а женщины иньскими, хотя на самом деле это не так: существуют и мужчины-инь, и женщины-ян.

Важно отметить, что в отдельных случаях каждый индивид может использовать и противоположную стратегию (особенно когда «родная» не даёт желаемых результатов), но для него она внутренне не естественна

Кроме этого, предполагается два вспомогательных признака, которые являются не бинарными, а непрерывными:

Универсализация/специализация
В целом понятно из названия. Универсалы стараются как можно больше делать самим и меньше зависеть от других людей, но за счёт этого проигрывают в эффективности и больше сил тратят на обучение. Специалисты умеют хорошо что-то одно, из-за чего зависимы от возможности обмена и взаимодействия с другими людьми.
Возможно, тут есть корреляция со Сканерами и Дайверами по Барбаре Шер.

Проработанность личности
Включает в себя набор показателей, позволяющих найти своё место в мире и чувствовать себя на нём уверенно (отчасти коррелирует с этапом развития личности по Подводному):
  • понимание своих истинных желаний и потребностей
  • ассертивность, умение проявлять независимость суждений даже в условиях осуждения окружения
    понимание своего предназначения
  • проработанность разнообразных опор личности
  • способность к рефлексии
  • проработанность чётных уровней ТУАИ (особенно 6 и 8)
  • понимание взаимосвязанности всего в мире, чувство единства с ним, отсутствие «греха закрытости»
Если рассматривать эту типологию с точки зрения пирамиды типологий, то окажется, что эти дихотомии влияют на проявления человека на всех уровнях, от окружения до миссии.

4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 801
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 393

0 +
3 августа 2023, 15:28#2
Таблица типов
Каждый тип представляет собой два архетипических образа: один для плохой реализации (низкие показатели проработанности личности), второй — для хорошей

Идейный аскет Инь — Бродяга/Философ
Идейный аскет Ян — Хулиган/Воин
Идейный жизнелюб Инь — Бездельник (Сибарит)/Эстет
Идейный жизнелюб Ян — Пустослов / Оратор (Трибун)
Семейный жизнелюб Инь — Обыватель / [пока в разработке]
Семейный жизнелюб Ян — Хапуга / Предприниматель
Семейный аскет Инь — [пока в разработке] / Хранитель
Семейный аскет Ян — Выживальщик / [пока в разработке]


4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 801
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 393

0 +
3 февраля 2024, 18:47#3
Подумалось тут, что с рядом упрощений верно такое утверждение: у аскетов лучше получается создавать, у жизнелюбов — продавать.

Одна страница
Распечатать

У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.