Этапы развития личности по А. Подводному

Настройки отображения темы Показывать по сообщений с сортировкой .
Выводить , отправленные .
Одна страница
Распечатать
4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

0 +
23 июня 2017, 00:25#1

В отличие от большинства типологий, используемых в нашем проекте, эта типология является динамической, то есть тип определен не раз и навсегда, а может меняться по мере изменения личности.

Типология была описана А. Подводным в книге «Эволюция личности». Всего выделяется пять этапов развития личности с точки зрения того, как эта личность взаимодействует с миром, насколько отделяет себя от него, какие социальные программы (жизненные задачи) может на себя брать и как именно будет их реализовывать. Названия уровней связаны с возрастом, однако эта связь весьма условна, и развитие у каждого человека идет индивидуально: какие-то уровни могут быть пройдены достаточно быстро, а на каких-то происходит застревание надолго. Как правило, после «застревания» переход на следующий уровень связан с серьезным жизненным кризисом, который оказывается нерешаемым на текущем этапе развития и приводит к существенному пересмотру взглядов на мир и свое место в нем.

Развитие идет циклически: на нечетных этапах человек больше сосредоточен на себе, на четных — на социальных программах, реализуемых во внешнем мире.



Рассмотрим этапы подробнее:



Инфантильный. На этом этапе человек полностью сосредоточен на здесь и сейчас и совершенно не ассоциирует себя с тем, что было раньше, равно как и не думает о будущем. Выполнение сколь-нибудь долгосрочных социальных программ без постоянного внешнего контроля просто невозможно: человек просто о них забудет, самостоятельная его деятельность имеет бессистемный характер.

Подростковый. При выходе на данный этап развития человек приобретает способность ассоциировать себя с той или иной социальной ролью или даже набором ролей и в течение достаточно продолжительного времени их реализовывать. Однако, как и на первом уровне, у человека нет опоры на свое внутреннее «я", поэтому роли выбираются и реализуются под влиянием внешних факторов или вообще случайно. Самооценка определяется тем, насколько человек преуспел в реализации выбранных программ, а в случае неудачи кажется, что рушится мир вокруг.

Юношеский. На этом этапе социальные программы теряют свою актуальность (хотя человек может продолжать заниматься ими, но они больше не воспринимаются как основа мира, как цель и смысл жизни). Появлется чувство наличия внутри себя чего-то такого, что не зависит от этих программ и составляет основу своего «я», чувство уникальности своего места в мире, но пока еще оно очень смутно. Происходит как бы открытие внутри себя целой новой Вселенной, изучение которой и становится главной задачей этого этапа. Это может приводить к метаниям из стороны в сторону, когда человек берется то за одно, то за другое, пытаясь найти то, что максимально соответствует внутренним потребностям его личности. Чаще всего на этом этапе человек отождествляет себя с каким-либо романтическим героем или идеей служения какому-то недостижимому идеалу. Самооценка может весьма серьезно колебаться, но редко уходит в крайне негативную, как это было на втором этапе при потере социальной роли.

Зрелый. У зрелой личности присутствует четкое понимание своего «я», которое дает ощущение своего места в мире, создает фундамент, на котором основывается образ жизни, поведение, система ценностей человека. Оно лежит в основе выбора тех или иных социальных программ, за реализацию которых человек чувствует себя вправе взяться. Но по сравнению с предыдущим уровнем происходит ограничение свободы: если раньше человек мог в поисках себя идти в любою сторону, то теперь он видит, что мир как бы дает знаки, предупреждает о попытке свернуть с пути, и чем дальше человек пытается от этого пути отклониться, тем серьезнее будут эти предупреждения. Главная проблема данного уровня — цели и замыслы становятся достаточно масштабными и не могут быть реализованы сразу и немедленно, а зачастую требуют времени и серьезной подготовительной работы, что порождает проблему распределения времени, энергии и сил между ними и согласованию их между собой. Самооценка зрелой личности достаточно устойчива, при этом она многоплановой: человек оценивает себя не «вообще», а по каждому виду деятельности отдельно.

Интегрированный. На интегрированном уровне пропадает противоречие между отдельными жизненными программами и ценностями человека, которое было главной проблемой четвертого уровня, и исчезает избыточная сосредоточенность на собственном "я». Происходит слияние с миром, связь между своим внутренним миром и тем, что происходит вокруг становится очевидной. Человек снова сосредотачивается на происходящем здесь и сейчас, как на инфантильном уровне, но одновременно с этим есть видение ситуации и в контексте жизненного пути в целом, что дает возможность самовыразиться так, чтобы это предельно точно соответствовало текущему моменту. На этом уровне приходит понимание, что любой опыт дается не просто так и что он по-своему ценен и необходим, что нет в жизни случайных событий. Самооценка данной личности всегда положительна и может испытывать лишь незначительные колебания.




4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

0 +
23 июня 2017, 00:37#2
К сожалению, эта типология малоизвестна и недооценена. Хотя в плане самопознания и понимания «а что со мной сейчас происходит», особенно в момент кризисов, связанных с переходом с одного уровня на другой, может дать гораздо больше, чем четыре наших основных типологии, вместе взятые.

P.S. Что забавно: иногда наблюдаю весьма экстравагантные попытки втиснуть аналоги этих этапов развития в соционику или другие типологии. В частности, буквально позавчера Ионкин опубликовал на FB статью «Включение Эго», где очень ярко и красочно описал выход на четвертый уровень развития личности, но попытался объяснить это через соционические понятия. Печально то, что есть те, кто ему верит.


goblincat
Почетный участник
Всего сообщений: 321
Зарегистрирован: 1 апр 2017, 19:36
Рейтинг пользователя: 124

0 +
25 июня 2017, 21:07#3
У Ионкина интересный стиль письма, мне кажется, он способен зажечь людей своими высказываниями. Но я думаю, да и он сам об этом пишет, что его консультации людям выходят за пределы соционического типирования. По поводу "Включения Эго" - что-то в таком духе я и слышала от других социоников при очных типированиях и на сходках, только совет звучал "Работать по сильным функциям". В общем, думаю, люди придерживаются позиции "Неважно, что это, лишь бы помогало". А так уровнями Подводного действительно можно многое объяснить.

4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

0 +
25 июня 2017, 21:36#4
Цитата участника goblincatНо я думаю, да и он сам об этом пишет, что его консультации людям выходят за пределы соционического типирования. В общем, думаю, люди придерживаются позиции "Неважно, что это, лишь бы помогало".
Само по себе это и не так уж и плохо, но, на мой взгляд, все же нужно придерживаться правильной терминологии, четко пояснять, что вот это соционика, а вот это — уже нет. Впрочем, в случае Ионкина это можно списать на внеценностную БЛ, при которой вопрос терминологии не представляется столь важным и значимым.

goblincat
Почетный участник
Всего сообщений: 321
Зарегистрирован: 1 апр 2017, 19:36
Рейтинг пользователя: 124

0 +
26 июня 2017, 01:01#5
<span><br />
</span><span><blockquote class="ow_quote"><span class="ow_quote_header"><span class="ow_author">Quote from <b>4X_Pro</b></span> </span> <span class="ow_quote_cont_wrap"><span class="ow_quote_cont"><span><blockquote class="ow_quote">Впрочем, в случае Ионкина это можно списать на внеценностную БЛ, при которой вопрос терминологии не представляется столь важным и значимым.</blockquote></span></span></span></blockquote></span><span>Думаю, так оно и есть.</span>

4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

0 +
22 сентября 2017, 13:53#6
Еще уровень развития личности очень важен при выборе психолога, коуча и т.п. Выбирать его нужно так: искать человека, который опережает вас на пол-уровня. То есть если вы только-только начали осваивать какой-то уровень, то нужно обращаться к специалисту, который давно и уверенно находится на этом же уровне развития, если же у вас начинается кризис, связанный с выходом на следующий уровень, то искать специалиста, который сравнительно недавно сам освоил следующий уровень.

4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

0 +
1 июля 2021, 16:28#7
Наблюдение, возникшее в ходе одного сегодняшнего разговора: на первом уровне у человека субличностей нет. Они появляются на втором и остаются до четвёртого, и только на пятом снова происходит реинтеграция в целостную личность.

Одна страница
Распечатать

У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.