Режиссура социальных игр

Настройки отображения темы Показывать по сообщений с сортировкой .
Выводить , отправленные .
Одна страница
Распечатать
4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

0 +
11 июня 2017, 18:11#1

Режиссура социальных игр была описана в одноименной книге Э. Шарипова и С. Кронина. В ней рассматривается 5 типов социальных игр, но под термином «игра» подразумевается то, что у Берна называлось «времяпровождением» или «структурированием времени», т.е.  способ дать этому времени эмоциональное или смысловое наполнение. Для каждого типа игр описываются описывается ценности и мотивация участников, их цели, особенности поведения и стратегий достижения этих целей. Игры в данной типологии представляют собой иерархию, тип человека определяется максимальным из освоенных уровней, при этом предполагается, что человек, освоивший более высокий уровень, умеет играть и на более низких, но субъективной ценности или интереса они для него не представляют, а используются только как инструмент взаимодействия с игроками более низких уровней, когда это необходимо.



Все пять типов игр делятся на фундаментальные и управленческие. Фундаментальные типы («реалист» и «моралист») — игра ведется собственными силами человека, без возможности привлечения энергии или ресурсов из социума, а ключевыми задачами являются задачи, связанные с выживанием и накоплением ресурсов. Управленческие игры («тактик» — переходный уровень, «сценарист» и «идеолог») — есть возможность создавать в социуме самоподдерживающиеся и накапливающие энергию структуры, а ключевой задачей является расширение сферы влияния.



Рассмотрим эти типы игр подробнее (от самого низкого к самому высокому):



«Реалист». Основные интересы — физическое выживание, решение бытовых задач, накопление материальных ресурсов. Ценятся умение делать что-то своими руками. Крайне отрицательное отношение ко всему, что не дает очевидной пользы, выгоды. Ценится принадлежность группе и сплоченность этой группы, при этом происходит полное и безусловное подчинение ее правилам, крайняя консервативность и ограниченность. Ключевой критерий оценки — «не хуже чем у других».

«Моралист». В ценностях моралистов значительное место занимает интеллектуальная деятельность, знания. В то же время, их мышление имеет прямолинейный характер, а знания плохо применяются на практике. Отличительный признак — готовность к спорам на тему «что такое хорошо и что такое плохо» в сочетании с непробиваемой уверенностью в своей правоте, склонность к вмешательству в чужую жизнь с указаниями «как жить должно». В группы моралисты объединяются, как правило, только в рамках борьбы с кем-то. В целом моралисты достаточно консервативны, но в то же время более гибки, чем реалисты. Ключевой критерий оценки — «правильность».

«Тактик»  — переходный этап. Происходит переориентация с вопросов выживания и правильности на вопросы достижения цели. Поведение и нормы становятся более гибкими, больше внимания уделяется имиджу и тому, чтобы стать «своим» в среде игроков управленческих уровней. Характерная особенность — тщательно подчеркнутое желание соответствовать образу «успешного человека». Самый напряженный по затрате сил и нехватке времени уровень. Ключевой критерий оценки — «чего ты достиг в жизни».

«Сценарист». Если тактик играет на какой-то территории ради достижения определенной цели в рамках этой территории, то задача сценариста — это контроль над самой территорией и максимальное расширение своего влияния. Сценарист не вовлекается в процесс достижения цели полностью, как тактик, а сохраняет способность воспринимать мир отвлеченно, что позволяет более гибко распоряжаться временем, придумывать многоходовые комбинации и реализовывать их тогда, когда окружающая ситуация наиболее благоприятна. Кроме того, сценарист умеет мастерски создавать свой имидж под конкретную роль, в которой ему предстоит выступить. Все это дает возможность достигать целей со значительно меньшими усилиями, чем тактику, именно играть, а «вкалывать». Ключевой критерий оценки (если он вообще применим к этому уровню) — это красота самой игры.

«Идеолог». Игроки этого уровня уже не испытывают интереса к материальным благам, их цели — это власть и интерес, а главный ресурс — информация, умение добывать и анализировать которую становится важнейшей частью игры. Для идеологов главный инструмент — это идеи, подбрасываемые ими другим игрокам и вызывающие нужные идеологу изменения в мире. При этом сам идеолог может оставаться в тени, быть «серым кардиналом», внешне к происходящим событиям отношения не имеющим вообще.

Хотя типология считается динамической, переходы на другие уровни игры происходят достаточно редко, так как это достаточно болезненный процесс, ведущий к переоценке ценностей и пересмотру взгляда на мир. Чаще всего причиной перехода становится столкновение с игроком более высокого уровня или постановка цели, недостижимой на текущем уровне, причем цель должна быть настолько ценна, чтобы заставить критически пересмотреть свое мировоззрение.



Существует более новая версия РСИ под названием темперология, в которой типы переименованы, а также введен 0-ой уровень — Нищий, который выдает себя за представителя других типов, но при этом не выполняет их полезной работы.


4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

1 +
7 сентября 2017, 18:41#2
Задумался над вопросом: есть ли в других культурах (особенно интересует американская в этом плане) более-менее серьезная прослойка Моралистов? Или же там все либо застревают на первом уровне, либо быстро проскакивают на третий, а сидение на втором уровне — это особенность преимущественно русской интеллигенции, обусловленная историческими особенностями развития?

goblincat
Почетный участник
Всего сообщений: 321
Зарегистрирован: 1 апр 2017, 19:36
Рейтинг пользователя: 124

0 +
8 сентября 2017, 14:32#3
4X_Pro написал(а):
Задумался над вопросом: есть ли в других культурах (особенно интересует американская в этом плане) более-менее серьезная прослойка Моралистов? Или же там все либо застревают на первом уровне, либо быстро проскакивают на третий, а сидение на втором уровне — это особенность преимущественно русской интеллигенции, обусловленная историческими особенностями развития?


Мне кажется, в европейских обществах такая прослойка активизируется в сложные времена. А в некоторых обществах, к примеру, в американском, мне кажется, все быстро проскакивают выше. Плюс в российских условиях Моралисты зачастую живут с Реалистами, которые обеспечивают их физические нужды.

Одна страница
Распечатать

У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.