Информионика

Настройки отображения темы Показывать по сообщений с сортировкой .
Выводить , отправленные .
Одна страница
Распечатать
4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

1 +
13 декабря 2017, 03:40#1
Решил перенести сюда наработки по типологии, которую я создал в 2015 году. Изначально ставил себе целью сделать типологию, которая объединила и заменила собой соционику и ТУАИ, но в итоге получилось нечто другое. Итак, типология (рабочее название — информионика) описывает то, как происходит анализ информации и процесс принятия решения по той или иной ситуации, с которой сталкивается человек. Я выделил четыре основных составляющих этого процесса, которые и стали аспектами новой типологии:
Моделирование (раньше называлось Фильтрация) — выделение того, что влияет на ситуацию, отделение важного от неважного, существенного от второстепенного. Такое отделение в итоге позволяет получить в чистом виде те законы, которым ситуация подчиняется, по которым все происходит, и влиять на нее с учетом них, чтобы получить желаемый результат.
Сверка — сопоставление "карты" и "местности", выражаясь языком НЛП, то есть сравнения (и, при необходимости, корректировки) картины в голове у человека с окружающим его миром. Причем сверка может производиться как для окончательного результата, так и в процессе деятельности.
Оценка — имеется в виду эмоциональная или субъективная оценка ситуации и проверка того, что в НЛП называется "экологичностью". То есть "нравится ли мне результат", "устраивает ли он меня", "не вызывает ли внутреннего протеста или неприятия". К области Оценки также относятся и вопросы морали, а также не только свои чувства, но и эмпатическая оценка чувств окружающих, вызванных решаемой ситуацией.
Действие — в отличие от остальных трех составляющих, которые происходят в голове у субъекта, действие — это активное изменение чего-либо во внешнем мире для того, чтобы получить желаемый результат.

Таким образом, мы получаем базис 3+1, аспекты которого можно расставлять по функциям, которые полностью аналогичны психософским: первая — избыточная, негибкая, потребляющая более всего ресурсов и воспринимаемая как самая важная в процессе познания, вторая — нормативная, гибкая, являющаяся основным инструментом для решения задач первой, третья — проблемная, область неуверенности, страхов, но в то же время и субъективно значимая, где имеется потребность в проявлении себя, и наконец, четвертая — субъективно малозначимая и совершенно неинтересная, на которую обычно ресурсов просто не хватает.
Всего получается 24 (факториал от 4) возможных перестановки аспектов, которые образуют 24 возможных типа. Будут ли работать в этой типологии психософские интертипные — вопрос пока открытый, но в целом я склонен полагать, что да.

Кроме того, может быть корреляция с соционическим базисом Юнга:
соотношение Моделирование/Оценка — дихотомия логика/этика
высокая/низкая Сверка — дихотомия сенсорика/интуиция
соотношение Моделирование/Действие — дихотомия рац/иррац
высокое/низкое Действие — дихотомия экстра/интро (впрочем, тут скорее будет идти речь о экстра/интро в понимании Юнга, чем соционическом)
С некоторыми допущениями могу предположить, что эти аспекты пересекаются и с КЛ (по крайней мере Действие и Оценка точно, с Фильтрацией и Сверкой не все так однозначно: они обе ближе к "понял", и нет явного "объяснил".
Что касается ТУАИ, то я предполагаю такую связь: каждый из аспектов использует для реализации один из двух возможных уровней ТУАИ. В частности, на данный момент предполагаю такое сочетание:
Моделирование — 4 и 6
Оценка — 2 и 8
Сверка — 1 и 7
Действие — 3 и 5.
То, какой уровень из двух возможных используется, предполагается обозначать знаком + (если верхний из возможных) и - (если нижний из возможных), и тогда у каждого типа получаем еще по 16 возможных подтипов.
Но у этого предположения есть слабое место — существование ТУАИ-типов со всеми четными и всеми нечетными уровнями, которые в эту схему не вписываются, так что, видимо, придется это еще дорабатывать.

Уточнение по Сверке:
Сверка — это привязанность к реальности. То есть низкая Сверка — "карта" слабо привязана к "местности", что дает возможность достаточно гибкой работы с ней. Как следствие, обычно хорошо развито абстрактное мышление, фантазия, при этом человек запросто может заниматься областью "сферических коней в вакууме", "строить воздушные замки", "витать в облаках", не оценивая реалистичность своих идей и возможность их воплощения. Высокая Сверка — наоборот, разрыв между "картой" и "местностью" минимален, то есть тесная привязанность к реальности, достаточно конкретное мышление, практичность, ориентированность на результат, постоянный контроль за ситуацией и пространством вокруг себя, зачастую еще невозможность увидеть за деревьями лес (хотя тут еще уровни ТУАИ будут влиять).

4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

1 +
13 декабря 2017, 03:43#2
Очень важно, что в информионике все аспекты работают совместно на решение какой-то общей жизненной задачей (под таковой понимается любая ситуация, требующая осмысленного поиска решения, а не автоматического выбора из имеющихся шаблонных). Схема их взаимодействия показана на рисунке:

трелки на диаграмме — это информационные потоки или воздействия. Кратко работу этой модели можно описать следующим образом. Информация о внешнем мире, полученная от органов чувств, проходит блок первичной Фильтрации, где происходит узнавание знакомых объектов и выделение незнакомых. Первичная Фильтрация во многом происходит бессознательно, кроме того, в этом блоке «спрятаны» входные кодировки по Фельдману (они же репрезентативные системы в НЛП) и иррациональные аспекты соционики.
На основании полученной информации происходит выделение текущей жизненной задачи, то есть осознание того, что в окружающем мире есть некая ситуация, требующая от индивида принятия какого-либо решения на сознательном уровне. Далее происходит поиск решения, при котором задействовано два блока: бессознательное творческое начало и блок вторичной Фильтрации. Бессознательное творческое начало — это часть психики, которая занимается тем, что постоянно комбинирует случайным образом все известные человеку объекты. Большая часть этих комбинаций отсеивается бессознательно (причем комбинация и отсеивание идут не последовательно, а в виде множества параллельных процессов) еще в блоке первичной Фильтрации, но часть доходит до сознания и может рассматриваться как варианты решения той или иной жизненной задачи.
Далее сформированная жизненная задача и возможные идеи для ее решения обрабатываются в блоке вторичной Фильтрации. Этот блок занимается тем, что выявляет и строит «дороги» на «карте реальности» (сами «объекты», которые соединяются «дорогами», на карту наносит блок первичной Фильтрации), то есть взаимосвязи между объектами. Главные вопросы этого блока можно сформулировать так: «что влияет на ситуацию, а что нет?», «какие объекты с какими связаны?», «на что нужно повлиять, чтобы получить желаемое изменение?». Иными словами, происходит построение модели реальности в голове (поэтому новое название этого аспекта и есть Моделирование, кроме того, оно позволяет избежать неоднозначности в обозначениях с психософской Физикой). На основе этого вторичный блок Фильтрации вырабатывает некоторое решение, алгоритм, который передается блокам Оценки и Действия.
Задача блока Оценки — это проверка того, что в НЛП называют экологичностью. То есть того, насколько выработанное решение жизненной задачи согласовано с общими жизненными установками индивидуума в целом, ее моральными правилами, а также интересами тех, кого данный индивидуум считает для себя в данной ситуации значимыми людьми. Основные вопросы данного блока «устраивает ли меня это?», «доволен ли я принятым решением?», «соответствует ли оно моим представлениям о достойных поступках?», «как отнесутся значимые для меня люди?» и т. п. Причем важно отметить, что Оценка идет на основе имеющихся в «карте» представлений о других людях, которые могут не совпадать с реальностью. Также оценка может идти с позиций людей, которые к жизненной задаче прямого отношения не имеют (например, оценки в духе «мой прадед мог бы гордиться мной»).
Оценку также можно разделить на первичную и вторичную: первичная выполняется перед тем, как осуществить Действие, вторичная же — после его выполнения.
Собственно к блоку Действия можно отнести все то, что необходимо сделать для того, чтобы внести в мир («местность») те изменения, которые были намечены в «карте» при решении жизненной задачи. Основной вопрос этого блока «как?». Блок Действия является единственным, который влияет не на «карту», а на «местность».
Последним блоком является Сверка. Задача этого блока — поддержание согласованности между «картой» и «местностью», а также контроль за окружающей ситуацией и результатами Действия. Вопросы, которыми задается блок Сверки, выглядят примерно следующим образом «соответствует ли то, что есть, тому что ожидалось? Если нет, в чем различие, где ошибка? Не появилось ли вокруг чего-то непредвиденного, на что нужно срочно реагировать? Как себя чувствует мое тело после выполнения этих действий?» (при этом поиски и объяснение причин этого различия — это задача блока Фильтрации). Здесь также следует отметить, что информация о местности
Таким образом, отработка любой ситуации в информионике сводится к этапу постановки задачи, выбора решения, этапу действий и двум петлям обратной связи: субъективной (Оценке) и объективной (Сверке). При этом из схемы вполне очевидно, что для решения задачи необходима совместная работа всех четырех функций.
Информионический тип проявляется в полной мере в жизненных задачах, для которых нет готовых решений и требуется их поиск. При этом можно выделить «триггер запуска», который в той или иной ситуации заставляет воспринимать задачу как новую и начинать искать решение, «триггер останова», по которому поиск прекращается. Кроме того, задачи могут иметь фрактальный характер, то есть возможно рассмотреть жизненную задачу как совокупность решения сходных, но более простых жизненных задач.
О свойствах функций в информионике
1. Первая функция является целевой, то есть именно по ней идет оценка, является ли задача решённой, или же нужно продолжать работу. Выражаясь языком НЛП, первая функция — это триггер остановки, позволяющий считать задачу решённой, гештальт, связанный с ней, закрытым, и перейти либо к решению другой задачи, либо к отдыху. Характерные установки для различных аспектов:
1 Оценка — эмоциональное удовлетворение: я и все значимые для меня в этой ситуации люди довольны полученным результатом на эмоциональном уровне.
1 Моделирование — предсказуемость: я сумел построить модель, которая объясняет ситуацию, то есть делает ее для меня понятной и прогнозируемой, я знаю, чего ждать дальше.
1 Сверка — единство «карты» и «местности», причем оно может достигаться как за счет перестройки «карты», так и за счет установления контроля над частью «местности» и приведения ее в надлежащий вид.
1 Действие — «мне удалось изменить ситуацию, которая меня не устраивала» (при этом, в отличие от 1С, далеко не всегда важно, куда и каким образом, важна сама возможность создавать или регулировать динамику, изменения)
2. Вторая функция — инструментальная. Она и определяет основное средство, которое будет использоваться для решения задач:
2О — влиять на людей, участвующих в ситуации, пытаясь изменить их мировосприятие,
2М — придумывать новые системы и теории, объясняющие происходящее,
2С — перепроверять свои представления о мире, искать возможные ошибки
2Д — «нужно больше вкалывать»
Как правило, нерешенность задачи приводит к все большей и большей интенсивности работы второй функции. Кроме того, при достижении определеного уровня интенсивности возможно, что функция выступает в роли негативного запускающего триггера, то есть признанию задачи нерешаемой. Также функция может выступать в роли альтруистического запускающего триггера, когда возникает желание помочь другому решить его жизненную задачу.
3. Третья функция — запускающий триггер. Именно она занимается проверкой пригодности уже существующих решений и принимает решение о необходимости поиска нового. Как и психософская третья, обладает двойственностью: с одной стороны, признает важность и необходимость соответствующего блока, с другой — данный блок является слабым местом, уязвимость которого заключается в том, что его работа может привести к обесцениванию результатов работы первой и второй, что порождает желание отгородиться от этой функции, отмахнуться от ее проявлений.
4. Четвёртая функция — «ленивая», вступает в работу только по мере необходимости и выключается как можно быстрее, "просто так" человек вопросами блока, попавшего в четвертую функцию, не задается. На данный момент предполагается, что главная ее роль — своего рода «предохранитель», регулирующий скорость работы психики в целом и защищающий от зацикливания и нервного истощения.

4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

1 +
13 декабря 2017, 03:45#3
Первую функцию можно еще определять по результативности. Т.е. 1О — это "задача решена, если ситуация устраивает меня и мое окружение", а 1М — это "задача решена, если я понимаю, как это работает и могу прогнозировать дальнейшее развитие событий".
А вторая функция работает как инструмент: т.е. 1О+2М — это "ищу разные способы объяснения происходящего для эмоциональной удовлетворенности", а 1Фл+2О — это "влияю на окружающих и изучаю их эмоциональное состояние для того чтобы сделать все понятным и предсказуемым".

4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

1 +
13 декабря 2017, 03:47#4
Поразмышлял еще о двойственности третьих функций и пришел к такому выводу. В общем случае двойственность третьей заключается в том, что с одной стороны она хочет сохранить уже имеющуюся ситуацию, боится изменений, с другой — не может полностью игнорировать то, что есть какие-то нестыковки, недостатки, противоречия, и в какой-то момент эти недостатки перевешивают и тогда третья функция становится мотиватором, триггером, который запускает решение задачи заново. Причем страхи такие:
3С — как уже писалось выше, страх перед противоречием между "картой" и "местностью"
3М — страх перед противоречиями внутри "карты", когнитивными диссонансами
3О — наверное можно сформулировать как страх перед разочарованием, ситуациями, когда эмоциональная оценка не соответствует ожидаемой или нужно признать "мне это не нравится"
3Д — с этим сложнее всего. Полагаю, тут страх перед необходимостью признать, что что-то нужно переделать уже сделанное, или тем, что какие-то действия были сделаны напрасно, усилия потрачены впустую.
Причем страхи третьих функций могут быть связаны как с самостоятельным осознанием, так и перед указанием на это откуда-то извне.
Важный момент: третья функция защищается от этих вызывающих страх изменений путем коррекции по второй.
Скажем, 2С + 3М, обнаружив в своей карте противоречие, займется активной перепроверкой исходных посылок, из которых это противоречие вырастает, путем их повторного сверения с реальностью (а также пересверкой полученного результата), с целью доказать, что какие-то из них неправильные, не соответствуют реальности, и тем самым противоречие снять.
2С + 3Д — это классическое "семь раз отмерь, один раз отрежь".
2М + 3С — наоборот, будет защищаться от рассогласования карты и реальности тем, что придумает объяснение или опишет условия, согласно которым данную нестыковку "карты" и "местности" можно считать несущественной.
2О + 3С — попытка убедить себя "ну и что, что получилось не то, что ожидали, мне то, что получилось, даже больше нравится"
2О + 3Д — что-ниубдь в духе "время, потраченное с удовольствием, не есть потерянное, даже если нет результата" (хотя то же можно сказать и о лобой связке высокой Оценки и низкого Действия так или иначе)
Еще важный момент: в информионике противоречие первой и третьей (которое есть во всех типологиях базиса 3+1) заключается именно в конкуренции за вторую функцию, за то, чтобы направить ее на свои интересы.
P.S. Судя по тому, что я написал, есть связь между инфотипом и предпочитаемыми защитными механизмами психики. Потом еще подумаю на эту тему, возможно, получится расписать достаточно четкие связи.

Saintseadog
Участник
Всего сообщений: 83
Зарегистрирован: 18 июн 2017, 02:56
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг пользователя: 37

0 +
13 декабря 2017, 03:58. Редактировалось 1 раз, последний — 13 декабря 2017, 04:00#5
А какие возможности определения типа это дает? Как применять полученное? Весьма любопытная модель.

Saintseadog
Участник
Всего сообщений: 83
Зарегистрирован: 18 июн 2017, 02:56
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг пользователя: 37

0 +
13 декабря 2017, 03:59#6
очень интересно, но есть точный какой-то инструмент определения? Пока я точно понимаю то, что Сверка у меня стремиться к нулю, то есть никаковская. Предварительно у меня 1О2М.

Saintseadog
Участник
Всего сообщений: 83
Зарегистрирован: 18 июн 2017, 02:56
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг пользователя: 37

0 +
13 декабря 2017, 04:01#7
И по вышеуточненному- скорее всего, определяюсь как ОМД. Нда...хоть не ОМГ))

4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

0 +
13 декабря 2017, 10:38#8
Нет, пока даже подобных описаний функций по позициям нет, типология в состоянии разработки. Кстати, у меня тип похожий: ОМСД.

Saintseadog
Участник
Всего сообщений: 83
Зарегистрирован: 18 июн 2017, 02:56
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг пользователя: 37

0 +
13 декабря 2017, 10:45#9
Да, верно) Ну его можно пока в профиль записать? Может как-то можно в разработке принять участие?

4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 401

0 +
16 декабря 2017, 04:02#10
Можно, конечно!
В разработке — либо задавать вопросы по тому, что непонятно (но сначала рекомендую прочесть всю тему на старом форуме), либо попробовать описать работу своих функций.

Одна страница
Распечатать

У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.