А.П. Чехов, писатель, и О.Л. Книппер, актриса

Анализ интертипных отношений по переписке

Настройки отображения темы Показывать по сообщений с сортировкой .
Выводить , отправленные .
Одна страница
Распечатать
Gita
Участник
Всего сообщений: 75
Зарегистрирован: 9 сен 2017, 22:00
Рейтинг пользователя: 24

0 +
13 сентября 2017, 13:06#1
Давно хотела завести такую тему на соционическом форуме, уж очень богатый и благодатный материал, есть о чём подумать и подискутировать.
Антон Павлович Чехов в представлениях не нуждается, его биография и творчество широко известны. Но если кто подзабыл, вот ссылка на самый информативный сайт о нём:
http://my-chekhov.ru/biografiya.shtml

В соционике устоялось авторитетное мнение, что Чехов представитель типа ЛИИ, в психософии Афанасьев определил его как ФВЭЛ и назвал этот тип его именем. В книге "Синтаксис любви" подробно разбираются отношения Чехова с Ликой Мизиновой, а вот о его законной супруге Ольге Книппер там ничего не написано, хотя она сыграла в жизни Чехова намного более важную роль.
Ольга Леонардовна Книппер была одной из самых известных театральных актрис своего времени, звездой МХАТ. Когда она познакомилась с Чеховым на репетиции спектакля, ей было 30, ему 38. Между ними сразу возникла взаимная симпатия, и скоро они стали переписываться, со временем отношения углубились, в 1901 году они официально стали мужем и женой, но жили большую часть времени врозь, Чехову по состоянию здоровья было показано проживание в Крыму, а Книппер играла на сцене МХАТ и не решилась отказаться от своей карьеры, чтобы полностью посвятить себя мужу (хотя собиралась и часто писала ему об этом, но он всегда отказывался). Так и вышло, что они выражали свои чувства в текстах, их отношения даже называют "супружество в письмах". Ниже я приведу избранные цитаты из писем, которые наиболее ярко иллюстрируют их типы и отношения.
Здесь краткая биография Книппер и много фото: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1332
А это литературный первоисточник, воспоминания Книппер и полные тексты её писем Чехову и его ответов (Чехов был более лаконичен, потому ниже я приведу больше цитат из её текстов):
http://teatr-lib.ru/Library/Knipper/knipper1/



Gita
Участник
Всего сообщений: 75
Зарегистрирован: 9 сен 2017, 22:00
Рейтинг пользователя: 24

0 +
13 сентября 2017, 13:13#2
Вот цитаты из писем, когда Чехов и Книппер были ещё только друзьями, она эмоционально рассказывает о своей работе над ролями в его пьесах, он её поддерживает и утешает.

Книппер Чехову:
Странно! После "Чайки" страдала физически, теперь, после "Дяди Вани", страдаю нравственно. Не могу Вам сказать, как меня убивает мысль, что именно в Вашей пьесе я играла неудачно! Влад. Иванович говорит, что я перенервила, потому играла резче, с подчеркиваниями, и по звуку слишком громко, когда эта роль идет в полутонах,-- может быть и это, я теперь сама не знаю. Знаю одно, что играла не просто, и это самое ужасное для меня. Что меня будут бранить газеты и публика — это очень неприятно, конечно, но это ничто в сравнении с тем, что я терплю при мысли, как я угостила Елену Андреевну, т. е. Вас и самое себя. Простите ради бога, не ругайте меня, завтра же буду исправляться. Надо мне только крепнуть, а то я ослабела и обессилела.


Ответ Чехова:
Я понимаю Ваше настроение, милая актрисуля, очень понимаю, но все же на Вашем месте я бы не волновался так отчаянно. И роль Анны1, и сама пьеса не стоят того, чтобы из-за них портили столько крови и нервов. Пьеса давняя2, она уже устарела, много в ней всяких недочетов; если больше половины исполнителей все никак не попадали в настоящий тон, то, естественно, виновата пьеса. Это раз. Во-вторых, раз навсегда надо оставить попечения об успехах и неуспехах. Пусть это Вас не касается. Ваше дело работать исподволь, изо дня в день, втихомолочку, быть готовой к ошибкам, которые неизбежны, к неудачам, одним словом, гнуть свою актрисичью линию, а вызовы пусть считают другие. Писать или играть и сознавать в это время, что делаешь не то, что нужно,-- это так обыкновенно, а для начинающих — так поденно!


Письма Книппер вскоре после их сближения:
А вот сейчас долго не писала, скрестила руки и, глядя на твою фотографию, думала, думала и о тебе, и о себе, и о будущем. А ты думаешь?
Мы так мало с тобой говорили, и так все неясно, ты этого не находишь? Ах ты мой человек будущего!
А ты меня не забыл, какая я? А ты меня любишь? А ты мне веришь? А тебе скучно без меня? А ты за обедом ешь? С матерью не ссоришься? А с Машей ласков? Сошел со своего олимпийского величия? А ну-ка попробуй, ответь на все. Пиши больше о себе, все пиши. А теперь дай мне прижать твою голову и пожелать спокойной ночи.


Отчего ты не едешь, Антон? Я ничего не понимаю. Не пишу, потому что жду тебя, потому что хочу сильно тебя видеть. Что тебе мешает? Что тебя мучает? Я не знаю, что думать, беспокоюсь сильно.
Или у тебя нет потребности видеть меня? Мне страшно больно, что ты так неоткровенен со мной. Все эти дни мне хочется плакать. Ото всех слышу, что ты уезжаешь за границу. Неужели ты не понимаешь, как тяжело мне это слышать и отвечать на миллионы вопросов такого рода?
Я ничего не знаю. Ты пишешь так неопределенно1 — приеду после. Что это значит? Все время здесь тепло, хорошо, ты бы отлично жил здесь, писал бы, мы могли бы любить друг друга, быть близкими. Нам было бы легче перенести тогда разлуку в несколько месяцев. Я не вынесу этой зимы, если не увижу тебя. Ведь у тебя любящее, нежное сердце, зачем ты его делаешь черствым?
Я, может, пишу глупости, не знаю. Но у меня гвоздем сидит мысль, что мы должны увидеться. Ты должен приехать. Мне ужасна мысль, что ты сидишь один и думаешь, думаешь...
Антон, милый мой, любимый мой, приезжай. Или ты меня знать не хочешь, или тебе тяжела мысль, что ты хочешь соединить свою судьбу с моей? Так напиши мне все это откровенно, между нами все должно быть чисто и ясно, мы не дети с тобой. Говори все, что у тебя на душе, спрашивай у меня все, я на все отвечу. Ведь ты любишь меня? Так надо, чтобы тебе было хорошо от этого чувства и чтобы и я чувствовала тепло, а не непонимание какое-то. Я должна с тобой говорить, говорить о многом, говорить просто и ясно. Скажи, ты согласен со мной?


Из ответа Чехова:
Милюся моя Оля, славная моя актрисочка, почему этот тон, это жалобное, кисленькое настроение? Разве в самом деле я так уж виноват? Ну, прости, моя милая, хорошая, не сердись, я не так виноват, как подсказывает тебе твоя мнительность. До сих пор я не собрался в Москву, потому что был нездоров, других причин не было, уверяю тебя, милая, честным словом. Честное слово! Не веришь?
Ты пишешь: "ведь у тебя любящее, нежное сердце, зачем ты делаешь его черствым?" А когда я делал его черствым? В чем, собственно, я выказал эту свою черствость? Мое сердце всегда тебя любило и было нежно к тебе, и никогда я от тебя этого не скрывал, никогда, никогда, и ты обвиняешь меня в черствости просто так, здорово живешь. По письму твоему судя в общем, ты хочешь и ждешь какого-то объяснения, какого-то длинного разговора — с серьезными лицами, с серьезными последствиями; а я не знаю, что сказать тебе, кроме одного, что я уже говорил тебе 10 000 раз и буду говорить, вероятно, еще долго, т. е. что я тебя люблю — и больше ничего. Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству.


В этих текстах очень ярко проявлена базовая ЧЭ Книппер и высокая Эмоция, скорее первая, чем вторая.

Gita
Участник
Всего сообщений: 75
Зарегистрирован: 9 сен 2017, 22:00
Рейтинг пользователя: 24

0 +
13 сентября 2017, 13:17#3
Ещё цитаты.

Книппер:
Хотя я ясно чувствую все, что происходит в тебе, и потому мне, может быть, трудно было с тобой говорить о том, о чем я все хотела говорить. Ты помнишь, какая я была дикая последний день? Ты все думал, что я сержусь на тебя. Я сейчас очень волнуюсь и хочется многое написать тебе, написать все, что я чувствую, но чтобы ты понял, не истолковал бы по-своему. А по-твоему как? — Лучше молчать о том, что хочется высказать, или же наоборот? Я знаю — ты враг всяких "серьезных" объяснений, но мне не объясняться нужно с тобой, а хочется поговорить, как с близким мне человеком.

Я вот написала все это и уже раскаиваюсь, мне кажется, что и ты все ото сам отлично чувствуешь и понимаешь. Ответь мне сейчас же на это письмо, если тебе захочется написать откровенно; напиши все, что ты думаешь, выругай меня, если надо, только не молчи. Ну, а теперь я тебя поцелую, милый мой,-- можно?


Чехов:
Как бы ни было, напрасно ты сердишься, моя дуся. Никаких у меня тайных мыслей нет, а говорю тебе все, что думаю. В начале мая, в первых числах, я приеду в Москву, мы, если можно будет, повенчаемся и поедем по Волге или прежде поедем по Волге, а потом повенчаемся — это как найдешь более удобным. Сядем на пароход в Ярославле или в Рыбинске и двинем в Астрахань, отсюда в Баку, из Баку в Батум. Или не хочешь так? Можно и так: по Северной Двине в Архангельск, на Соловки. Что выберешь, туда и поедем. Затем всю или большую часть зимы я буду жить в Москве, с тобой на квартире. Только бы не киснуть, быть здоровым. Мой кашель отнимает у меня всякую энергию, я вяло думаю о будущем и пишу совсем без охоты. Думай о будущем ты, будь моей хозяйкой, как скажешь, так я и буду поступать, иначе мы будем не жить, а глотать жизнь через час по столовой ложке.


Она ему
Ну вот и здравствуй опять, мой мифический муж! Еще день прошел и приблизил минуту нашего свиданья. А ты себе представляешь эту минуту свиданья? Я не знаю положительно, что это будет. И мне нравится именно то, что я не знаю, как это будет. Вдруг я буду держать в своих руках, в своих объятиях всего моего Антона, буду целовать его голову, буду чувствовать его дыхание, его ласку, его голос, буду видеть мои чудные удивительные глаза и мягкую улыбку и все мои морщинки и гладенький затылочек и весь, весь Антон будет около меня близко, близко! Господи, даже невероятно!


Он ей
Ты мне снилась эту ночь. А когда я увижу тебя на самом деле, совсем неизвестно и представляется мне отдаленным. Ведь в конце января тебя не пустят! Пьеса Горького, то да се. Такая уж, значит, моя планида.
Ну, не стану тебя огорчать, моя жена хорошая, необыкновенная. Я тебя люблю и буду любить, хотя бы даже ты побила меня палкой. Нового, кроме снега и мороза, ничего нет, все по-старому.
Обнимаю, целую, ласкаю мою подругу, мою жену; не забывай меня, не забывай, не отвыкай! Каплет с крыш, весенний шум, но взглянешь на окно, там зима. Приснись мне, дуся!


Gita
Участник
Всего сообщений: 75
Зарегистрирован: 9 сен 2017, 22:00
Рейтинг пользователя: 24

0 +
13 сентября 2017, 13:28#4
Она ему
Ночью долго не засыпала, плакала, все мрачные мысли лезли в голову... Мне вдруг так стало стыдно, что я зовусь твоей женой. Какая я тебе жена? Ты один, тоскуешь, скучаешь... Ну, ты не любишь, когда я говорю на эту тему. А как много мне нужно говорить с тобой! Я не могу жить и все в себе носить. Мне нужно высказаться, иногда и глупостей наболтать, чепуху сказать, и все-таки легче. Ты это понимаешь или нет? Ты ведь совсем другой. Ты никогда не скажешь, не намекнешь, что у тебя на душе...


Его ответ
Ты, родная, все пишешь, что совесть тебя мучит, что ты живешь не со мной в Ялте, а в Москве4. Ну как же быть, голубчик? Ты рассуди как следует: если бы ты жила со мной в Ялте всю зиму, то жизнь твоя была бы испорчена и я чувствовал бы угрызения совести, что едва ли было бы лучше. Я ведь знал, что женюсь на актрисе, т. е., когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве. Ни на одну миллионную я не считаю себя обиженным или обойденным,-- напротив, мне кажется, что все идет хорошо или так, как нужно, и потому, дусик, не смущай меня своими угрызениями. В марте опять заживем и опять не будем чувствовать теперешнего одиночества. Успокойся, родная моя, не волнуйся, а жди и уповай. Уповай, и больше ничего.


1902
Как грустно! Не было письма от тебя! Была телеграмма. Как дико, что ты без меня, а я без тебя, между тем как мы отлично перевариваем друг друга и жили бы чудесно, без грызни, по-хорошему. Я люблю тебя, твою душу, какое-то неуловимое изящество во всем твоем существе. Что бы я дала, чтобы иметь тебя сейчас около меня! Я живу надеждой, что мы где-то когда-то будем жить вместе и будем хорошо жить. А ты об этом думаешь?
… Ты не тоскуешь, милый мой? Как мне хорошо было на душе, когда я читала в твоем письме, что ты ко мне больше привязался за это время!


Он ей, с запросом на сенсорику и описанием её характера:
Дусик, если ты мне жена, то, когда я приеду в Москву, распорядись сшить мне шубу из какого-нибудь теплого, но легкого и красивого меха, например, хоть из лиры. Ведь московская шуба едва не убила меня! В ней три пуда! Без легкой шубы я чувствую себя босяком. Постарайся, жена! Отчего в этот приезд я не сшил себе шубы, понять не могу.
На праздниках я буду писать тебе каждый день, будь покойна. Мне самому хорошо, когда я пишу тебе. Ведь ты у меня необыкновенная, славная, порядочная, умная, редкая жена, у тебя нет ни одного недостатка — с моей точки зрения по крайней мере.
Впрочем, есть: ты вспыльчива, и когда в дурном настроении, то около тебя опасно ходить. Но это пустяки, это пройдет со временем. Есть у нас один общий с тобой недостаток — это то, что мы с тобой поздно женились.


Книппер, соединение первой Эмоции и третьей Воли:
Спрашиваю себя: что заставляет меня так нервно жить? Кому это надо? Что я имею от всего этого? Я сама? Ведь нет чувства, что живу полной жизнью. Наоборот, чувствую, что я не живу совсем, что жизнь проходит где-то далеко от меня, а я вижу только пробелы. И душа как-то горит, неспокойно горит, и не с кем поговорить, ни от кого слова хорошего не услышишь. Около тебя я смиряюсь и жизнь мне не кажется мелочной. Если бы я могла отдохнуть у тебя на груди!
У меня так нервы натянуты это время! Ты не смейся только надо мной. Тебе ведь все это кажется не важным. Да, верно, оно так и есть.


Ночью долго не засыпала, плакала, все мрачные мысли лезли в голову. Так, в сутолоке, живешь, и как будто все как следует, и вдруг все с необыкновенной ясностью вырисовывается, вся нелепица жизни. Мне вдруг так стало стыдно, что я зовусь твоей женой. Какая я тебе жена? Ты один, тоскуешь, скучаешь… Ну, ты не любишь, когда я говорю на эту тему. А как много мне нужно говорить с тобой! Я не могу жить и все в себе носить. Мне нужно высказаться, иногда и глупостей наболтать, чепуху сказать, и все-таки легче. Ты это понимаешь или нет? Ты ведь совсем другой. Ты никогда не скажешь, не намекнешь, что у тебя на душе, а мне иногда так хочется, чтобы ты близко, близко поговорил со мной, как ни с одним человеком не говорил. Я тогда почувствую себя близкой к тебе совсем. Я вот пишу, и мне кажется, ты не понимаешь, о чем я говорю. Правда? Т. е. находишь ненужным.


Его отношение ко внешности:
Сегодня земля покрыта снегом, туманно, не весело. Мне грустно, что у меня столько времени ушло без работы и что, по-видимому, я уже не работник. Сидеть в кресле, с компрессом и киснуть не очень-то весело. Ты меня разлюбишь, дусик? Во вчерашнем письме ты писала, что ты подурнела. Не все ли равно! Если бы у тебя журавлиный нос вырос, то и тогда бы я тебя любил
.

Ну,довольно цитат, кто заинтересуется, выше ссылка на полную переписку. Я думаю, что Книппер была ЭИЭ ЭФВЛ, у них с Чеховым полудуальные отношения по соционике, а вот по психософии сложно, агапэ воль, но эрос по эмоции.
Чехов скончался от туберкулёза летом 1904 года, на руках у своей жены. Ольга Леонардована надолго его пережила, дожила до 91 года, продолжала играть во МХАТ и общаться со многими знаменитыми людьми своего времени, очень многие восхищались ею как актрисой и личностью, но замуж она больше не вышла, осталась верной памяти о своей большой любви к Чехову.



4X_Pro
Создатель форума
Всего сообщений: 815
Зарегистрирован: 29 мар 2017, 12:22
Откуда: Москва
Рейтинг пользователя: 402

0 +
15 сентября 2017, 21:11#5
Согласен насчет первой Эмоции у Книппер: очень ярко проявлена, и сильная и ценностная черная этика тоже хорошо видна. Также весьма ярко присутствует квестимность и негативизм. Так что вполне могу согласиться с версией ЭИЭ с 1Э. Остальных ПЙ функций в текстах особо не вижу...

Venreaver
Почетный участник
Всего сообщений: 151
Зарегистрирован: 31 мар 2017, 16:55
Рейтинг пользователя: 45

0 +
16 сентября 2017, 02:14#6
Gita написал(а):
Книппер, соединение первой Эмоции и третьей Воли:


Знакомы ее чувства до боли)

Gita
Участник
Всего сообщений: 75
Зарегистрирован: 9 сен 2017, 22:00
Рейтинг пользователя: 24

1 +
16 сентября 2017, 08:20#7
Третьевольность Книппер ярко проявляется именно в её душевных терзаниях и постоянных метаниях, она действительно любила мужа, но никак не могла бросить театр, где тогда имела большой успех. И в письмах всё время говорит об этом внутреннем конфликте, который так и не разрешился. Явно ищет поддержки у второй Воли Чехова - когда он её утешает и убеждает логическими доводами, она ненадолго успокаивается, но потом опять начинает себя грызть и накручивать.
Есть некоторые указания и на вторую Физику, здесь просто не приведены соответствующие цитаты, она постоянно заботится о физическом комфорте Чехова (хотя ей это и трудно даётся с болевой БС) и много пишет о ласке, сексуальной близости.
Интересны типы по аматорике, у Книппер явно первый Эрос, а вот у Чехова то ли Агапэ, то ли Сторге.

Gita
Участник
Всего сообщений: 75
Зарегистрирован: 9 сен 2017, 22:00
Рейтинг пользователя: 24

0 +
13 мая 2018, 02:01#8
Ещё один знакомый (Чехова и Книппер) третьевольник - Фёдор Шаляпин.



Очи чёрные

Одна страница
Распечатать

У вас нет прав для отправки сообщений в эту тему.