Таро и соционика
Кому можно и нельзя заниматься Таро, коррелируют ли способности к пониманию символов с типами информационного метаболизма, кто будет лучшим тарологом — вопросы, которые волнуют как соционическую, так и Таро-общественность. Каждый дает свой ответ, в зависимости от владения предметами дискуссии. Надеюсь, мои знания как по Таро, так и по типологиям прольют свет на эти «тайны», а если у вас есть отличное от моего мнение, welcome в комментарии!
Начнем с очевидных, но почему-то выпускаемых из вида сторонниками подхода «Таро можно заниматься только N» вещей:
— «Заниматься Таро» — понятие неоднозначное. Сюда может входить — теоретическое изучение Таро (с исторической, искусствоведческой и эзотерической точки зрения), его практическое применение (как инструмент проективной методики/психоанализа, познания себя и других, собственно предсказания — опять же носящие глобальный или локальный характер, магические ритуалы темного или светлого окраса) и различные творческие подходы (как то — создание собственных колод Таро, раскрашивание/переделывание существующих, экзотические и нестандартные применения Таро). И, если все это переходит некую «критическую массу» (что происходит далеко не у всех), имеет место быть, собственно, использование Таро как инструмента коммерческой прибыли (обучающие курсы, гадание и магия для клиентов) либо превращение Таро в часть индивидуального «квеста» (раскрытие горизонтов для неслучайно встреченных на Пути людей и указание им на их перспективы либо будущее).
— Ни у кого нет такого права — запретить чем-то заниматься взрослым дееспособным людям. Поэтому, как бы адепты подхода об ограничении доступа к Таро «эзотерическим унтерменшам» не заявляли о нем, фактически это реализовать невозможно. Таро вышло в массы и стало модным, причем уже какое-то время (сей факт, кстати, вполне может экспертов и не радовать, но реальность игнорировать нельзя).
Поэтому, если жестко привязывать владение Таро к конкретному соционическому типу или определенным дихотомиям, придется и мысленно ограничить сферы применения Таро теми, что уместны для высказывающего эту точку зрения человека.
Моя точка зрения отличается от высказанных выше ограничений. На мой взгляд, очень мало какие вещи и явления совершенно кому-то недоступны. Другое дело, что они могут не быстро или не очень качественно получаться, могут не быть частью миссии, можно быстро потерять к ним интерес, столкнуться с препятствиями, в том числе внутренними, и т.д. и т.п. Наша индивидуальность предопределяет оптимальную сферу применения наших способностей внутри большой области, но не всегда задает саму область.
И главное — я не уверена, что сам по себе талант к предсказанию находится в жесткой корреляции с соционической интуицией. Природа предсказаний пока что не изучена как следует, а результаты существующих экспериментов разочаровывают. С моей точки зрения, предсказываемая информация приходит из Единого информационного поля Вселенной (ЕИВП), и для эффективных предсказаний нужно а) иметь хорошую связь с собой истинным и миром вокруг и б) возможно, иметь жизненную миссию, связанную с предсказаниями.
Соционические же типы и дихотомии дают следующие возможности:
1. Подход логиков и этиков не обязательно, но может отличаться. Логики могут обращать больше внимания на сочетания карт, а этики — на человека, которому делают расклад, его эмоциональное состояние, желания и суть. Т.е. упрощенно, логики могут работать с картами, этики — с человеком.
2. Глобальность и локальность предсказаний могут в некоторой степени находиться в зависимости от соционических дихотомий. Информация о всеобщих тенденциях будет, при условии интереса к темам, более доступна соционическим белым интуитам. Сенсорики (возможно) могут интересоваться и делать предсказания по более локальным, а иногда — исключительно личным темам.
3. Собирать и обрабатывать информацию о ранее встреченных в определенных позициях картах, при всех прочих, будут склонны логики (особенно логики-сенсорики); быстро догадываться о значении символов будут черные интуиты; изобразительную информацию об отношениях, взаимодействиях и эмоциях людей могут быстрее воспринимать этики; сенсорики могут в паре с интуитами стать авторами новых колод Таро, а также специалистами по типографской работе с колодами.
4. Предсказания логиков могут быть более конкретны, чем предсказания этиков, этики же могут (особенно при личной встрече) создать комфортную эмоциональную атмосферу. Интуитам проще сказать ту самую фразу в то самое время, которая побудит кверента к действию. Причем сама фраза может быть далеко не оригинальной. Этот прием часто используется в литературе, когда «псевдо-пифия» зачитывает пафосные фразы из книг, но позже они начинают странным образом исполняться (впрочем, эффект Даннинга-Крюгера и ожидания кверента от сеанса тоже нельзя сбрасывать со счетов).
Подытоживая сказанное, мое мнение — представители всех соционических типов при наличии интереса и желания, могут найти себе интересное занятие, связанное с Таро, и наслаждаться процессом либо предъявлять результаты окружающему миру. Мотивации и форма предъявления результатов могут зависеть уже от других типологий, но сам интерес к некоей области знаний и способность подсоединяться к ЕИВП, по большому счету, не слишком обусловлены типологиями.
p.s. О взаимосвязях придворных карт Таро и социотипов, возможно, со временем будет отдельный пост.