Об интроверсии и экстраверсии в соционике и психософии

С дихотомией интроверсия/экстраверсия в соционике на данный момент больше всего путаницы. С одной стороны, это связано с тем, что эта дихотомия по смысловому наполнению более всего отличается от юнговской типологии, от которой произошла соционика. Если исходить из представления о социотипе как о некотором «информационном фильтре», который позволяет отбирать определенные виды информации из общего потока, то получим следующее: экстраверсия («черный» аспект в базовой функции) — ориентированность на восприятие информации о самих объектах (предметах, людях, ощущениях, событиях), в то время как интроверсия («белый» аспект в базовой) — это ориентированность на восприятие информации о соотношении между объектами (структурные связи, отношения между людьми, различия в ощущениях, взаимосвязь между событиями). В типологии Юнга (которая классифицирует людей не по восприятию информации, а по поведению) же экстраверсия — это ориентированность на внешний мир, а интроверсия — ориентированность на мир внутренний. На первый взгляд, общего почти ничего нет, но тем не менее, для четко выраженных ТИМов соционическая и юнговская экстраверсия совпадают.

Объясняется это может следующим образом. Соционический интроверт, получив определенную дозу информации о соотношении тех или иных объектов, начинает ее обрабатывать, мысленно комбинируя различные варианты соотношений и взаимосвязей. На это он может потратить достаточно большое количество времени и в тот период, пока он этим занят, интроверт не испытывает потребности в новой внешней информации. Экстраверт, же наоборот, восприняв и переработав информацию об объектах, сразу же начинает испытывать потребность в новой информации и зачастую для ее получения предпринимает какие-либо активные действия во внешнем мире. Именно поэтому соционические экстраверты гораздо тяжелее интровертов переносят ситуации, когда поступление новой информации ограничено.

Если сформулировать то же самое более кратко, то получаем следующее:

  1. экстраверты интенсивнее потребляют информацию, чем интроверты;
  2. экстраверты при недостатке информации совершают активные действия по ее поиску во внешнем мире (и тут проявляется экстраверсия по Юнгу);
  3. интроверты при недостатке информации занимаются рассмотрением различных комбинаций и дополнительной переработкой уже накопленной информации, уходя в себя (интроверсия по Юнгу).

Но тут возникает вопрос: почему же это верно только для сильно выраженных ТИМов? Ответ достаточно прост: обладатели сильно выраженных ТИМов большую часть информации получают через блок Эго, который у них используется активнее других блоков, тогда как обладатели слабовыраженных ТИМов активнее пользуются другими блоками (как горизонтальными, так и вертикальными).

Существует так же понятие экстраверсии/интроверсии по Айзенку. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если рассмотреть эти качества с точки зрения соционики, то получим, что экстраверсия по Айзенку — это сочетание иррациональности, социончиеской и юнгианской экстраверсии и этики, а интроверсия — сочетание рациональности, социончиеской и юнгианской интрораверсии и логики. Т.е. условно предельным Айзенковским экстравертом является ИЭЭ-«Гексли», а предельным интровертом — ЛСИ-«Максим Горький». Но не следует забывать, что айзенковские экстра/интро рассматриваются на уровне поведения, а не информационного метаболизма, поэтому эти соотношения с социотипами весьма условны.

Еще одним заблуждением, тесно связанным с описанной выше разницей понятий экстраверсии/интроверсии в соционике и психологии, являются попытки установить жесткую и однозначную связь между соционическими типами и темпераментами. Теория темпераментов, используемая в современной психологиии, основывается на понимании экстраверсии/интроверсии по Айзенку, а следовательно, связь с соционической экстраверсией/интроверсией имеет в лучшем случае характер корреляции. Поэтому делать однозначный вывод о принадлежности человека к одной из четырех групп ТИМов только на основе его темперамента (как это делают некоторые типировщики) некорректно, так как в случае несовпадения у типируемого соционической и айзенковской экстраверсии/интроверсии типирование будет неверным.

0
16:49
1958
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!