О признаке аристократизм/демократизм

Пожалуй, из всех признаков Рейнина больше всего неправильных толкований приписывается признаку демократизм/аристократизм. Например, регулярно встречается утверждение, что все "аристократы" всегда с уважением относятся к старшим и для них всегда важен общественный статус. На это не так. На самом деле признак демократизм/аристократизм описывает то, как производится оценка реальности, то есть дается ответ на вопрос "это явление или предмет или человек является хорошим или плохим, годным или нет, можно ли с ним иметь дело". 

Демократы либо полагаются на свое целостное впечатление об оцениваемом, либо, если и смотрят на какие-то частности, то всегда с привязкой к конкретной ситуации. У аристократов наоборот, оценка сводится к некоему набору частных признаков, которые они считают верными всегда. Так, например, профессор-"демократ", принимая экзамен будет оценивать скорее общий уровень подготовки студента и его способности к инженерному мышлению, а у профессора-"аристократа" будут установки "студент должен уметь без запинки писать вот эти две формулы". И даже если студент расскажет чуть ли не весь остальной курс идеально, но запнется именно на этих формулах, как минимум одного балла он лишится. Другой пример — у "аристократа" могут быть убеждения типа "если кандидат пришел на собеседование в нечищенной обуви — значит, это плохой работник", причем по обуви он будет оценивать именно личность, а не пригодность ее к даной должности. Демократ в аналогичной ситуации тоже может учитывать состояние обуви, но только в том случае, если это важно для той конкретной должности, на которую пришел кандидат. (То есть, скажем, "демократ" будет понимать, что для продавца или менеджера по работе с особо важными клиентами это важная составляющая, а для сисадмина, который почти не выходит из серверной — нет.) При этом демократ будет делать выводы именно по поводу пригодности к должности, а не о личности человека в целом, как это сделает аристократ.
К сожалению, большинство социоников не учитывает тот факт, что у разных "аристократов" набор признаков, по которым ведется оценка, может быть совершенно разным. Так, например, для одного при оценке человека будут важны рекомнедации общих знакомых и то, что человек из интеллигентной семьи, для другого определяющим фактором будет умение писать без ошибок, для третьего — знание некоего минимума из области искусства и культуры, который должен знать "каждый образованный человек". Из-за этого при типировании признак аристократизм/демократизм нельзя сводить к вопросам типа "ты уважаешь всех старших и уступаешь им места?" или "легко бы тебе было разговаривать с президентом?". Но тем не менее, некоторые общие черты выделить все же можно:
1) "аристократ" более требователен как к себе, так и к окружающим, "демократ" более терпим к чужим ошибкам и промахам;
2) как следствие, "аристократ" склонен более тщательно перепроверять результаты своей деятельности, прежде чем показать ее кому-то (в частности, чаще аристократам важна на форме функция предпросмотра сообщений, но тут еще большую роль играет психософская 3Л);
3) "аристократ" быстро формирует первое впечатление, а потом с большим трудом его меняет (особенно в лучшую сторону), "демократ" оценивает дольше, но зато и мнение меняет легче;
4) почти для всех "аристократов" важно подчеркнуть свое соответствие гендерной роли, тогда как "демократам" зачастую этот вопрос безразличен.
Отдельным вопросом является отношение к социальному статусу. Хотя его тоже часто связывают с признаком аристократизм/демократизм, в реальности оно в гораздо большей степени зависит от положение психософской Воли. И "аристократы" и "демократы" с высокой Волей будут общаться почти со всеми одинаково (особенно это характерно для 2В), в то время как у обладатели третьей и четвертой Воли обязательно будут учитывать статус собеседника и менять стиль общения в соответствии с ним.

0
01:43
580
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!